Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Паломнический маршрут > Купола острова-града
«Ведомости Нижегородской митрополии» №2 (248) 12:08, 1 февраля 2023

Купола острова-града

Что посмотреть и где помолиться в Свияжске

16 мая 1551 года из Нижнего Новгорода выдвинулось государево войс­ко. Полтора года оставалось до падения Казани. Именно для этого Иван Грозный повелел основать новую крепость близ столицы Казанского ханства. Пока воины вырубали лес и готовили площадку под строительство, по реке из Углича везли целый деревянный город: крепость с башнями, избы, храмы. Новую цитадель собрали и нарекли Иван-городом, а с конца XVI века закрепилось то название, под каким он известен теперь, — Свияжск. На гербе этого уникального места изображена крепость, которую перевозят на кораблях.

Устоял при царях и при вождях

Самая древняя святыня Свияжска — деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы, возведенная без единого гвоздя и представляющая собой «сруб в лапу», когда бревно вставлялось в бревно. Считается, что возвели ее всего за один световой день.

Строительство храма в 1551 году связано с именами нижегородского воеводы князя Петра Оболенского-Серебряного и инженера-фортификатора Ивана Выродкова. Вместе с дружинниками сюда прибыли монахи Троице-Сергиевой лавры, которые остались на жительство и стали первыми насельниками основанного ими Троице-Сергиева монастыря. От этой древней обители, упраздненной при Екатерине II, осталась еще и Сергиевская каменная церковь начала XVII столетия. Позднее здесь был учрежден женский Иоанно-Предтеченский монастырь, и два древних храма по сей день входят в его ансамбль.

На территории обители находится и самый большой собор острова, построенный в начале XX века и освященный в честь особо почитаемой иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Он стал одной из первых церквей в России, где придел освятили в честь преподобного Серафима Саровского. В житии преподобного сказано, что однажды к нему за наставлением пришла девушка. Батюшка прозорливо увидел, что ее ждет монашество. И, действительно, спустя время она приняла постриг и стала игуменией свияжского монастыря.

Примерно в одно время с собором была возведена и башня-часовня. Отреставрированная к началу 2000-х, она была заново освящена в честь Царственных страстотерпцев. Стоит отметить, что в год 300-летия династии Романовых свияжские обители посетила великая княгиня Елизавета Федоровна.

В наступившем 2023 году исполнится два года возобновления в женской обители острова-града монашеской жизни. К счастью, с дореволюционных времен уцелело кое-что из церковных ценностей. Например, некоторые иконы XVI столетия из Троицкого храма. Правда, чтобы увидеть их, придется отправиться в Казань: святые образы стали частью коллекции республиканского музея изобразительных искусств.

Всего на острове-граде 11 храмов, из них лишь один приходской. Жителей здесь около двух с половиной сотен, а туристов, приезжающих и приплывающих в теплое время года, в десятки, если не сотни раз больше. Когда-то и на Нижегородскую ярмарку гостей со всего света съезжалось больше, чем жило в «кармане России».

Признание всемирного масштаба

В июле 2017 года состоялось знаменательное событие: Свияжскую Успенско-Богородицкую обитель и ее главный собор внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ансамбль воплотил в себе основные черты, присущие архитектуре середины XVI столетия: шатровые храмы с широкими крыльцами, кажущиеся неприступными стены, минимализм во внешнем убранстве, наводящий на мысли об аскетизме монашеской жизни. Зодчие обители — Постник Яковлев и Иван Ширяй — известны как строители храма Василия Блаженного, украсившего столицу Русского государства после взятия Казани.

Оценить красоту острова-града во всей полноте можно взобравшись на колокольню Никольского храма Успенской обители — самого высокого сооружения. Считается, что в этой церкви, построенной псковскими мастерами в 1556 году, крестили жителей территорий, присоединенных к Руси в результате походов царя Ивана.

В Успенском соборе сохранились уникальные фрески эпохи Ивана Грозного. Например, в алтарной части есть изображение самого царя, а также святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Здесь же можно увидеть и редкий образ мученика Христофора Ликийского, которого с античных времен изображали с песьей головой и именовали Псеглавым. По преданию, красивый лицом от рождения, он, чтобы избежать искушений, молил Господа о том, чтобы его лицо стало уродливым. На Соборе 1666 года было запрещено изображать святого мученика с головой пса, поэтому кое-где иконы были переписаны, но в свияжском храме изображение осталось прежним.

Под покровом святителя Германа

Никольский храм — двухэтажный. Постоять и помолиться у святых икон можно на втором этаже, а спустившись вниз, в подклет со сводчатыми потолками, можно заглянуть в окошечко маленькой монашеской кельи, когда-то принадлежавшей одному из любимейших и известнейших святых казанской земли — святителю Герману Казанскому.

Святой принадлежал к дворянскому роду Садыревых-Полевых. Еще молодым человеком он поступил в Волоколамский монастырь, где принял постриг. В монастыре изучал Священное Писание и занимался книгописанием. Его духовником был святитель Гурий, ставший первым архиепископом только что созданной казанской кафедры, а учителем — самый образованный человек того времени — преподобный Максим Грек, о котором приближенный Ивана Грозного князь Анд­рей Курбский отзывался так: «…светла рода человек … яко телом великой муж, так и разума многого, и муж честного и воистину святого жительства. …Отнюдь обычая лукавого и обыкновенного их лицемерия не причастен был, но человек истинный, … также и ко убогим милостив зело».

От святителя Гурия Герман получил послушание созидать монашескую жизнь в молодой Богородице-Успенской обители. Он управлял ею с 1555-го по 1564 годы, до хиротонии в архиепископа Казанского. Таким образом, он продолжил дело скончавшегося святителя Гурия. Под управлением святителя Германа был написан устав монастыря, устроена типография и библиотека, умножалось монастырское хозяйство. Он старался сделать монастырь центром просвещения язычников.

Иван IV хотел видеть Казанского архиепископа Германа на митрополичьей кафедре. Святитель не стремился в Москву, но вынужден был отправиться в столицу, где его отношения с царем обострились. В ответ на осуждение опричнины Грозный приказал держать его под надзором. Вскоре святитель скончался при невыясненных обстоятельствах. Спустя почти четверть века по просьбе монашествующих и мирян Свияжска его мощи были перенесены в созданную им обитель. Уже тогда разнеслась слава, что от честных останков происходят чудеса.

Есть предание, что в XX веке, когда в разгар антирелигиозной борьбы мощи святого попытались вскрыть, на острове поднялся ураган, что напугало и заставило людей разбежаться. Существует версия, что в советский период святые останки были сокрыты под престолом храма Ярославских чудотворцев в Казани и уже в наше время там был обнаружен небольшой ковчег с мощами святого. В настоящее время они находятся в казанском Иоан­но-Предтеченском мужском монастыре, а также в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского подворья Свияжского Успенского монастыря.

Сегодня в музейный комплекс Свияжска входит шесть объектов, в том числе и музей Богородице-Успенской обители, поэтому любознательным паломникам стоит отвести на посещение острова-града два-три дня.

В честь великих сына и матери

Еще одной святыней, которую стоит осмотреть гостям Свияжска, является церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены, ныне памятник культуры федерального значения. Деревянный храм возвели еще в 1551 году. Располагается он в противоположном Богородице-Успенскому монастырю конце острова-града.

Церковь ветшала, и в конце XVII века на ее месте возвели кирпичный храм c элементами русского барокко. Классический четверик венчала луковичная главка. Оконные наличники украшали фронтоны в виде «петушиных гребешков». Над всей этой красотой возвышалась отдельно стоящая трехъярусная колокольня. В XVIII веке храм и колокольню объединили общей трапезной частью. А в конце XIX — начале XX веков в храме появились приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери и великомученика Георгия Победоносца.

В 1940 году храм был закрыт и вновь передан верующим только в 1993 году. Сегодня здесь можно приложиться к местным святыням: Свияжской иконе Божией Матери, образу преподобного Сергия Радонежского и святителя Германа Казанского (с частицей мощей святого). Некоторые образы были написаны настоятелем храма, который служит здесь почти два десятка лет. А самой древней иконой здесь является образ Господа Саваофа XVIII века.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.