16 мая 1551 года из Нижнего Новгорода выдвинулось государево войско. Полтора года оставалось до падения Казани. Именно для этого Иван Грозный повелел основать новую крепость близ столицы Казанского ханства. Пока воины вырубали лес и готовили площадку под строительство, по реке из Углича везли целый деревянный город: крепость с башнями, избы, храмы. Новую цитадель собрали и нарекли Иван-городом, а с конца XVI века закрепилось то название, под каким он известен теперь, — Свияжск. На гербе этого уникального места изображена крепость, которую перевозят на кораблях.
Устоял при царях и при вождях
Самая древняя святыня Свияжска — деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы, возведенная без единого гвоздя и представляющая собой «сруб в лапу», когда бревно вставлялось в бревно. Считается, что возвели ее всего за один световой день.
Строительство храма в 1551 году связано с именами нижегородского воеводы князя Петра Оболенского-Серебряного и инженера-фортификатора Ивана Выродкова. Вместе с дружинниками сюда прибыли монахи Троице-Сергиевой лавры, которые остались на жительство и стали первыми насельниками основанного ими Троице-Сергиева монастыря. От этой древней обители, упраздненной при Екатерине II, осталась еще и Сергиевская каменная церковь начала XVII столетия. Позднее здесь был учрежден женский Иоанно-Предтеченский монастырь, и два древних храма по сей день входят в его ансамбль.
На территории обители находится и самый большой собор острова, построенный в начале XX века и освященный в честь особо почитаемой иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Он стал одной из первых церквей в России, где придел освятили в честь преподобного Серафима Саровского. В житии преподобного сказано, что однажды к нему за наставлением пришла девушка. Батюшка прозорливо увидел, что ее ждет монашество. И, действительно, спустя время она приняла постриг и стала игуменией свияжского монастыря.
Примерно в одно время с собором была возведена и башня-часовня. Отреставрированная к началу 2000-х, она была заново освящена в честь Царственных страстотерпцев. Стоит отметить, что в год 300-летия династии Романовых свияжские обители посетила великая княгиня Елизавета Федоровна.
В наступившем 2023 году исполнится два года возобновления в женской обители острова-града монашеской жизни. К счастью, с дореволюционных времен уцелело кое-что из церковных ценностей. Например, некоторые иконы XVI столетия из Троицкого храма. Правда, чтобы увидеть их, придется отправиться в Казань: святые образы стали частью коллекции республиканского музея изобразительных искусств.
Всего на острове-граде 11 храмов, из них лишь один приходской. Жителей здесь около двух с половиной сотен, а туристов, приезжающих и приплывающих в теплое время года, в десятки, если не сотни раз больше. Когда-то и на Нижегородскую ярмарку гостей со всего света съезжалось больше, чем жило в «кармане России».
Признание всемирного масштаба
В июле 2017 года состоялось знаменательное событие: Свияжскую Успенско-Богородицкую обитель и ее главный собор внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ансамбль воплотил в себе основные черты, присущие архитектуре середины XVI столетия: шатровые храмы с широкими крыльцами, кажущиеся неприступными стены, минимализм во внешнем убранстве, наводящий на мысли об аскетизме монашеской жизни. Зодчие обители — Постник Яковлев и Иван Ширяй — известны как строители храма Василия Блаженного, украсившего столицу Русского государства после взятия Казани.
Оценить красоту острова-града во всей полноте можно взобравшись на колокольню Никольского храма Успенской обители — самого высокого сооружения. Считается, что в этой церкви, построенной псковскими мастерами в 1556 году, крестили жителей территорий, присоединенных к Руси в результате походов царя Ивана.
В Успенском соборе сохранились уникальные фрески эпохи Ивана Грозного. Например, в алтарной части есть изображение самого царя, а также святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Здесь же можно увидеть и редкий образ мученика Христофора Ликийского, которого с античных времен изображали с песьей головой и именовали Псеглавым. По преданию, красивый лицом от рождения, он, чтобы избежать искушений, молил Господа о том, чтобы его лицо стало уродливым. На Соборе 1666 года было запрещено изображать святого мученика с головой пса, поэтому кое-где иконы были переписаны, но в свияжском храме изображение осталось прежним.
Под покровом святителя Германа
Никольский храм — двухэтажный. Постоять и помолиться у святых икон можно на втором этаже, а спустившись вниз, в подклет со сводчатыми потолками, можно заглянуть в окошечко маленькой монашеской кельи, когда-то принадлежавшей одному из любимейших и известнейших святых казанской земли — святителю Герману Казанскому.
Святой принадлежал к дворянскому роду Садыревых-Полевых. Еще молодым человеком он поступил в Волоколамский монастырь, где принял постриг. В монастыре изучал Священное Писание и занимался книгописанием. Его духовником был святитель Гурий, ставший первым архиепископом только что созданной казанской кафедры, а учителем — самый образованный человек того времени — преподобный Максим Грек, о котором приближенный Ивана Грозного князь Андрей Курбский отзывался так: «…светла рода человек … яко телом великой муж, так и разума многого, и муж честного и воистину святого жительства. …Отнюдь обычая лукавого и обыкновенного их лицемерия не причастен был, но человек истинный, … также и ко убогим милостив зело».
От святителя Гурия Герман получил послушание созидать монашескую жизнь в молодой Богородице-Успенской обители. Он управлял ею с 1555-го по 1564 годы, до хиротонии в архиепископа Казанского. Таким образом, он продолжил дело скончавшегося святителя Гурия. Под управлением святителя Германа был написан устав монастыря, устроена типография и библиотека, умножалось монастырское хозяйство. Он старался сделать монастырь центром просвещения язычников.
Иван IV хотел видеть Казанского архиепископа Германа на митрополичьей кафедре. Святитель не стремился в Москву, но вынужден был отправиться в столицу, где его отношения с царем обострились. В ответ на осуждение опричнины Грозный приказал держать его под надзором. Вскоре святитель скончался при невыясненных обстоятельствах. Спустя почти четверть века по просьбе монашествующих и мирян Свияжска его мощи были перенесены в созданную им обитель. Уже тогда разнеслась слава, что от честных останков происходят чудеса.
Есть предание, что в XX веке, когда в разгар антирелигиозной борьбы мощи святого попытались вскрыть, на острове поднялся ураган, что напугало и заставило людей разбежаться. Существует версия, что в советский период святые останки были сокрыты под престолом храма Ярославских чудотворцев в Казани и уже в наше время там был обнаружен небольшой ковчег с мощами святого. В настоящее время они находятся в казанском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре, а также в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского подворья Свияжского Успенского монастыря.
Сегодня в музейный комплекс Свияжска входит шесть объектов, в том числе и музей Богородице-Успенской обители, поэтому любознательным паломникам стоит отвести на посещение острова-града два-три дня.
В честь великих сына и матери
Еще одной святыней, которую стоит осмотреть гостям Свияжска, является церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены, ныне памятник культуры федерального значения. Деревянный храм возвели еще в 1551 году. Располагается он в противоположном Богородице-Успенскому монастырю конце острова-града.
Церковь ветшала, и в конце XVII века на ее месте возвели кирпичный храм c элементами русского барокко. Классический четверик венчала луковичная главка. Оконные наличники украшали фронтоны в виде «петушиных гребешков». Над всей этой красотой возвышалась отдельно стоящая трехъярусная колокольня. В XVIII веке храм и колокольню объединили общей трапезной частью. А в конце XIX — начале XX веков в храме появились приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери и великомученика Георгия Победоносца.
В 1940 году храм был закрыт и вновь передан верующим только в 1993 году. Сегодня здесь можно приложиться к местным святыням: Свияжской иконе Божией Матери, образу преподобного Сергия Радонежского и святителя Германа Казанского (с частицей мощей святого). Некоторые образы были написаны настоятелем храма, который служит здесь почти два десятка лет. А самой древней иконой здесь является образ Господа Саваофа XVIII века.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.