«Позаботься о своем теле, как о храме Божием. Позаботься о нем! оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты с своим телом. Сколько заботишься о уврачевании тела, когда оно заболит: столько позаботься о том, чтоб приготовить его к воскресению очищением от всех страстей», — наставлял преподобный авва Исайя (Скитский). Вопросы здоровья имеют первостепенную важность в жизни человека, но порой, чувствуя себя хорошо, мы пренебрегаем заботой о нем, не говоря уже о здоровье духовном, и начинаем задумываться и что-то менять, только когда чувствуем признаки недуга. Как правильно относиться к заболеваниям? На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
— Некоторые верующие люди, узнав, что у них тяжелая форма онкологии, начинают активно ездить в паломнические поездки. Не будет ли лучше в таких ситуациях все силы и время отдать лечению, при этом молясь дома и в храме?
— Каждый из нас воспринимает сообщение врачей о болезни по-своему. Одни интенсивно лечатся, другие так же интенсивно молятся. И это естественно, потому что степень религиозности и твердости веры у всех разные. Возможно, лучшим бы был третий вариант — спокойно молиться и так же спокойно лечиться, понимая, что все, в том числе и наша жизнь, в руках Божиих. «…и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:18–19). Терпение — важнейшая добродетель. И, по слову Христа, для спасения души. А это главное.
— Очень сложно смириться с болезнью собственной или близкого человека. Какие молитвы читать, чтобы принять это испытание?
— Дело вовсе не в том, какие молитвы мы читаем, а в том, как их читаем. С верой? С надеждой? А вера — это полное доверие Богу, это и надежда, и уверенность, что Он даст то, что лучше всего для спасения нашей души. Болезни? Значит, они сегодня полезны нам, и мы принимаем это испытание со смирением. Просим у Бога помощи, полагаясь на Его святую волю. Конечно, святые отцы оставили нам множество образцов молитвы — и о телесном здоровье, и о спасении души. Не запрещено нам и своими словами обращаться к Богу, но любая наша просьба заканчивается одной очень важной фразой: «Да будет воля Твоя»! И волю эту мы призваны принимать со смирением, какой бы она ни была.
— Сын болел алкоголизмом. Узнала, что на одном из приходов действует Школа трезвения. Он, вроде бы, не против ее посещать, но ни у него, ни у меня нет четкого понимания, что такое обет трезвости и что будет, если его нарушить?
— Обет — это обещание. Думаю, что все детали этого обета, как и лечения в целом, вам объяснят специалисты, которые этим занимаются на приходе, где имеется упомянутая вами Школа трезвения.
— Моя подруга страдает от тяжелых периодических депрессий. Сейчас просит, чтобы я взяла ее в храм, сказала, какие молитвы почитать. Я опасаюсь, что это не улучшит ее состояния, а разочарование только усугубит ситуацию. Как поступить?
— «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3:15). Это апостол Петр говорит. Всякому, кто спрашивает нас о нашей вере, мы должны дать ответ с кротостью. Если вас просят сходить вместе в храм, значит, это нужно сделать. Странный только вопрос, какие молитвы надо читать. Человек может так спросить по незнанию, и ему следует объяснить, что в молитве главное — искренность, содержание, а не форма. Господь лучше нас знает, что человеку требуется, а молитва — это разговор с Богом, тут любые слова будут уместны. Мы же порой придаем молитве магическое значение, а это неправильно. Не случайно Христос отвечает ученикам, спросившим Его, как им молиться, такими словами: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки» (Мф 6:6–13).
— Бывают случаи, когда на детской площадке родители, замечая малыша с ярко выраженными признаками тяжелой болезни, стараются увести своего ребенка подальше. Или соседи не разрешают установить пандус в подъезде для инвалида после ремонта. Ужасно, что общая лестница становится важнее человека! Стоит ли пытаться вразумить таких людей?
— Апостол Павел дает совет: «…будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес 5:13–15). Мы призваны всегда сохранять мир. И вразумлять нарушающих нормы общественного поведения нам, как христианам, нужно с миром. А услышат ли нас, это зависит от того, какие слова и какой тон вразумления мы выберем. А равнодушным быть нельзя, по слову Божию: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр 3:15–17).
— Если человек причинил зло другим из-за своего психического заболевания, получает ли он прощение? Что происходит с душой такого человека, если он не может ни исповедоваться, ни причащаться?
— Грех — это сознательное нарушение закона. Именно за такое мы несем ответственность. Психически больной человек может не осознавать, что делает, поэтому и ответственность за совершенное он не несет. Даже самоубийце, если он психически не здоров, церковный Устав разрешает христианское погребение (отпевание допускается с благословения архиерея). Степень психического заболевания бывает разной. Некоторые больные причащаются без исповеди, потому что настоящего, искреннего покаяния, подразумевающего решимость отойти от греха, они принести не могут. Нужно также отличать психически больных людей от одержимых злым духом — это довольно редкое явление, но все же случается по попущению Божиему. Это уже другая тема. А что происходит с душой больного — и при жизни, и после того, как она разлучится с телом, — знает один только Бог.
— Стала посещать занятия по йоге. Моя верующая мама упрекает меня, мол, это грех. Я воспринимаю эти занятия как способ расслабления и приемлемую для меня физическую активность. Действительно ли йога недопустима для православного верующего и противоречит учению нашей Церкви?
— Давно замечено, что те, кто много внимания уделяет своему физическому состоянию, не живут духовной жизнью. А если для вас важна именно духовная жизнь, то не лучше ли обратиться к христианской аскетике, в которой, кстати, немало и физических упражнений? Кстати, понятие «аскетика» происходит от слова asceo — упражнение. И йога не является простой физкультурой, это духовная практика, и конечная ее цель значительно отличается от цели христианского делания. Думаю, ваша мама права: не стоит искать пользы в зарубежных практиках, когда есть свои, о которых мы, к сожалению, очень мало знаем. Почитайте святителя Игнатия Брянчанинова, и, надеюсь, многое вам откроется, при условии, разумеется, что вы хотите иметь христианский взгляд на жизнь.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.