История об изгнании легиона бесов из двух одержимых в стране Гадаринской представлена всеми тремя синоптическими авторами Евангелий: Мф 8:28–34, Мк 5:1–20, Лк 8:26–38. Рассмотрим этот эпизод, следуя более подробному изложению Марка и Луки.
На восточном берегу Галилейского озера, куда Христос прибыл со Своими учениками на лодке, располагалась страна Гадаринская, как называют ее святые Марк и Лука, или, по евангелисту Матфею, Гергесинская. Двойное название этой местности объясняется существованием здесь двух ближайших селений. По свидетельству Оригена, город Гергеса находился вблизи Тивериадского моря (другое название Галилейского озера), Евсевий называет Гергесу древней и говорит, что она лежала на горе. О Гергесе известно также, что это был значительный греческий город приблизительно в 10 километрах от юго-восточного берега Тивериадского моря.
Бесы исповедуют Сына Божия
«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф 8:28). Марк и Лука, хотя излагают это событие более обстоятельно, упоминают только об одном бесноватом. В попытке устранить это несогласие евангелистов, общепринятым является предположение, что один выделялся чем-либо, например, силой беснования, поэтому о другом Марк и Лука умолчали.
«Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы» (Мк 5:3–4), «и был гоним бесом в пустыни» (Лк 8:29), «и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк 5:4). Лука добавляет: «он был «одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся» (Лк 8:27).
Перед Спасителем предстал человек с помраченным умом и сердцем, отверженный людьми, вынужденный жить в обители смерти. «Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему» (Мк 5:6), «пал пред Ним» (Лк 8:28), «и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Мк 5:7). У Матфея: «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф 8:29).
Устами бесноватого говорил злой дух, который от приближения ко Христу был как бы обжигаем огнем и невольно исповедовал Его Сыном Божиим. Это исповедание не было ведением тайны Личности Богочеловека, но свидетельством силы, исходившей от Христа. Слова «прежде времени мучить нас» указывают на уверенность бесов, что в будущем их ждут мучения как наказание за их богоборчество и человекоубийство.
Спаситель не спутал человека с тем злом, которое его поработило. Эту разницу Он видел не только как Бог, но и по человеческому опыту. «Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» (Мк 5:8–9).
Попущение
Господь вопрошал бесов не потому, что не знал ответа, но чтобы очевидцы исцеления осознали, какая сила овладела несчастным одержимым и какой силой обладал Христос, могущий изгнать легион бесов. Легион — это римское воинское подразделение численностью до 6000 человек. В данном случае, по всей видимости, это выражение образное, означающее множество.
Бесы стали просить Христа, «чтобы не высылал их вон из страны той» (Мк 5:10) и «чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк 8:31), то есть преисподнюю. «Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них» (Мк 5:11–12).
Согласно Закону Моисееву, свинья считалась нечистым животным, поэтому их разведение и употребление свинины евреям строго запрещалось. Стадо, которое паслось на побережье, могло принадлежать язычникам, но не исключено, что и евреи, хотя сами не вкушали свинину, могли разводить свиней для продажи. Живущие на этих территориях иудеи не были столь строги в исполнении Закона, как евреи Иудейской области.
Из того, что бесы молили Христа войти в свиное стадо, явно следует, что без попущения Божия они не могут напасть даже на бессловесных животных. «И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф 8:32).
Возникает вопрос: почему Христос уступил злым духам? Все, что совершал Господь, имело целью доставить духовную пользу человеку. Несомненно, и это действие имело духовный смысл. Во-первых, посылая бесов в свиное стадо, которое означало для евреев скверну, то, к чему нельзя прикасаться, Христос воочию показал, к какой области принадлежит бес и вообще зло — к области того, что скверно, мерзко, нечисто. Во-вторых, Господь показал, что бывает с человеком, когда зло его охватывает — он гибнет. В Священном Писании море — символ глубины, из которой нет возврата, погибели.
Может возникнуть также вопрос: почему бесам понадобилось непременно войти во что-то живое? Ведь они пребывали в свиньях совсем недолго, сразу же погубили их… Чтобы понять это, нужно представить себе разгневанного человека. Разрушать, причинять боль и даже лишить жизни для него естественная потребность. Так говорят: сорвал зло. Подобное состояние, только в гораздо большей степени, присуще злым духам. В евангельской же истории человек, одержимый бесами, жертва деятельного зла, освободился от своего страшного плена любовью Христовой, Его Божественной силой.
Изгнание Изгнавшего
«Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу» (Мф 8:33). Какова же была реакция народа? Обрадовался ли он, что несчастный человек, столько лет мучимый бесами, наконец-то обрел жизнь? Нет, им жалко было стадо, они скорбели о потерянном имуществе и боялись, чтобы не произошло еще чего-нибудь подобного. «И, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их». (Мф 8:34).
Жители страны Гадаринской не чувствовали жажды слышания Слова Божия. Свиное мясо было им дороже учения Христа. «Гергисияне изгнали из своего города Того, Кто имел власть изгнать бесов из страны их», — обобщает преподобный Ефрем Сирин.
Обиделся ли Господь? Нет, Он смиренно «вошел в лодку и возвратился» (Лк 8:37). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Заметь кротость Иисуса Христа, соединенную с могуществом. Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился и оставил показавших себя недостойными Его учения, дав им наставниками освобожденного от демонов и — пасших свиней, чтобы узнали от них обо всем случившемся».
Именно поэтому он отказался принять бывшего бесноватого в число Своих учеников. «И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились» (Мк 5:18–20).
Подготовил иерей Иоанн Евдокимов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.