В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно попрощаться с близкими и родными, отошедшими в мир иной. Православное учение говорит нам, что душа бессмертна, а цель нашего жизненного пути — приуготовить себя для вечности. Часто мы забываем об этой главной задаче, сосредоточивая все внимание на том, как проводить человека в последний путь, то есть на внешней, обрядовой стороне. К христианскому воприятию смерти нас возвращает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиерей Владимир Гофман.
Хоронили родственницу. Слышала, как пожилые женщины, которые пришли на похороны, дают советы близким: нужно положить в гроб вещи, принадлежащие покойной. Или: не попробуешь кутьи — до Господа молитвы об усопшей не дойдут. И смех и грех. Как реагировать на такие советы?
— С двумя богослужениями в нашей Церкви связано много обрядовых моментов. Это таинство Крещения и чин погребения усопших. И тут к обрядам каноническим неизбежно приплетаются суеверия. Они так крепко прижились в народном сознании, что порой даже невозможно объяснить, откуда они взялись. Например, почему на поминальной трапезе нельзя использовать вилки? Или почему на крещении ребенка нельзя присутствовать матери (даже после прочтения ей так называемой «сорокодневной молитвы»)? Можно привести немало примеров, да не стоит, а то кто-нибудь еще возьмет на вооружение… А есть и совсем дикие выдумки, выдаваемые за требования Церкви. Вступать в спор с носителями суеверий бесполезно, они вас не услышат, как не слышат и увещевания священника. Остается воспитывать молодое поколение, знакомить с каноническими правилами, отсекать суеверия. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 11:15).
Мы молимся об упокоении души первые 40 дней, а нужны ли наши молитвы через год, два? Или достаточно того, что мы помним тех, кто ушел от нас?
— Вопрос несколько странный. Если вы через год или два забыли усопшего, то и молиться, конечно, не станете. А если не забыли? Ведь если мы молимся искренне, то о каких сроках может идти речь? Они бесконечны. А если по обязанности, через силу, так и через год будут бесполезны. Даже поручать совершать молитву кому-то чужому уже неправильно. Дескать, он умеет Псалтирь читать, а я не умею. Да разве само прочтение важно? Важно расположение сердца того, кто молится. Ведь молитва совершается по любви, и мы, когда молимся, знаем, за кого, представляем этого человека, соболезнуем ему, надеемся, что Господь простит ему прегрешения, даст светлую обитель. А если это делает другой человек, не знавший усопшего? Не магия ли тут вместо религии, не становится ли молитва этаким заговором, когда не любовь главенствует, а правильное произнесение нужных слов? Наша память становится действенной при условии, что она молитвенная. За своих близких — живых или усопших — мы призваны молиться сами до конца своих дней. По любви.
Что происходит с душами младенцев, если они умерли некрещеными?
— Посмертная участь некрещеных младенцев была и остается тайной. На эту тему можно найти самые различные точки зрения, порой совершенно противоположные. Изложу здесь каноническую. Если мы посмотрим Священное Писание, то найдем такие слова Спасителя в беседе с Никодимом: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:5). Исходя из этого можно предположить, что некрещеные младенцы, как не сподобившиеся духовного рождения, не могут войти в райские обители. Значит, они попадают в ад? Но ведь некрещеные, тем более младенцы, не совершали грехов! И тут надо вспомнить, что говорил Христос: «В доме Отца Моего обителей много…» (Ин 14:2). Макарий Великий разъясняет: «…некоторые утверждают, что и Царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что много степеней, различий, и мер в одном и том же Царстве и в одной и той же геенне и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей. Посему само Божество внемлет людям и во всем домостроительствует премудро. И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судия, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божию, но не все они — сыны, цари, наследники. Есть меры избыточествующие, и есть меры малые. В самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А которые утверждают, что одно Царство, одна геенна, и степеней нет, те говорят худо». О том же говорит, например, и святитель Григорий Богослов. Он замечает, что в аду есть место, где нет мучений. Туда и направляются души некрещеных младенцев. Нет мучений. Но нет и того света, который получают души, принявшие в земной жизни святое крещение. Ну, а в целом, тайна и есть тайна. Кому быть в раю, а кому в аду — решать уж точно не нам. Наша задача — надеяться на бескрайнее милосердие Божие, молиться с надеждой, и этим малым трудом облегчать участь тех, кто пока еще, может быть, не удостоен света.
Что такое мытарства после смерти?
— Души усопших людей, обремененные в земной жизни грехами, вынуждены проходить после смерти испытания — своего рода экзамен на зло. Их и называют мытарствами. Души испытываются на то, к чему были расположены или к чему стремились при жизни. А душа после смерти, по мнению святых отцов, теряет волю, она уже не может своими силами справиться с искушением на мытарствах и добровольно остается на одном из них, к которому была расположена. Но Господь и тут проявил Свое милосердие. Он позволил Церкви молиться за усопших, за членов этого единого организма, называемого Церковью. Таким образом, живые (а у Бога нет мертвых, у Него все живы), молясь, помогают тем, у кого уже нет своей воли, уйти от зла, обрести покой. Подробно о 20 мытарствах — от мытарства празднословия до мытарства немилосердия и жестокосердия — можно почитать рассказ блаженной Феодоры в житии святого Василия Нового.
Знаю, что Церковь против эвтаназии, что убийство является грехом. И все-таки разве не жестоко, что человек обречен на физические и моральные мучения, как и его близкие, на глазах которых он умирает? Разве не милосерднее прекратить эти мучения?
— Отвечу вопросом на вопрос: кто совершит этот «акт милосердия»? Ведь тот, кто соглашается уйти из жизни добровольно, совершает самоубийство своим согласием, а тот, кто исполнит его просьбу, очевидно, совершит прямое убийство. Как это с шестой заповедью Закона Божия «Не убий» согласуется? Со стороны глядя, такой поступок кажется милосердным, но только кажется, на деле же это отрицание Божественного Промысла и Самого Бога, в Чьих руках жизнь и смерть человека.
Говорится ли в священных текстах о третьем, девятом и сороковом днях? Почему эти дни после смерти считаются наиболее важными?
— Конкретно об этих днях для поминовения усопших в священных текстах не говорится. Но учение православной Церкви базируется на двух основаниях: Священном Писании и Священном Предании. Давняя традиция поминовения усопших в эти дни, когда, по преданию, с душой умершего происходят определенные изменения и ей нужна молитвенная поддержка живых, укоренилась в практике молитвы за усопших. Ангел, сопровождавший в пустыне преподобного Макария, объяснил ему поминовение на третий день так: «Когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от Ангела облегчение в скорби, какую чувствует она от разлучения с телом…» Душа укрепляется надеждой. Таким образом, усопшему не плач наш нужен, а поддержка, молитва. А потом душе предстоит пройти мытарства, и снова ей необходима молитва любви. Посетит душа и все Небесные обители (в том числе и райские) до сорокового дня, пока не будет ей определено место пребывания до Страшного суда. Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до последнего Суда подробно изложено у святого Марка Эфесского.
Главное же, что мы должны знать и помнить, — это то, что покинувшим мир нужна наша молитва, потому что пока еще возможны изменения в состоянии их душ. И особенно важно принесение за них Бескровной Жертвы — поминовение на Божественной литургии.
Учение Церкви говорит, что эти дни выбраны не случайно и в символическом смысле. Третий день — тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Девятый — девять чинов ангельских. Сороковой — пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Завета лишь после 40‑дневного поста. Израильтяне достигли Земли обетованной после 40‑летнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на Небо на 40‑й день по Своем Воскресении.
Возможно ли поминовение самоубийц? Делает ли Церковь исключение?
— За самоубийц Церковь не молится. Исключением является психическая болезнь человека, в результате которой он не отвечал за свои поступки, в том числе и за самоубийство. В таком случае возможность отпевания и дальнейшего поминовения вольного самоубийцы определяет специальная комиссия при епархиальном управлении, куда обращаются родственники покончившего с собой, предоставляя для рассмотрения необходимые документы. Что делать близким людям покончившего с собой в здравом уме? Есть короткая молитва святого Льва Оптинского, которую благословляется келейно читать близким самоубийцы. Кроме того, существует благословленный священноначалием «Чин утешения близких вольного самоубийцы», который совершается по просьбе родственников священником. Этот чин не является отпеванием или поминовением самоубийцы, но лишь сугубой утешительной молитвой для тех, кто скорбит о потере близкого человека.
Подготовила Дарья ПЕТРОВА
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.