Сел в позу лотоса, настроился на позитив, записался в веганство — современные представления о способах преодолеть тягу к земному и вырваться в область духа невероятно смещают акценты с божественного на человеческое. Христианская аскетика сложна для понимания именно тем, что не делит мир на земное и небесное по цвету: черное и белое. Оттого-то и практические вопросы ее применения обычным мирянином неисчерпаемы и разнообразны.
Некоторые люди постятся в понедельник и говорят, что есть такое правило, так ли это?
— Это не правило, а монашеская традиция. Понедельник по уставу Церкви посвящен Небесным бесплотным силам; их и почитают, постясь в этот день. Монашество называют ангельским образом, поэтому в монастырях принято в понедельник поститься, традиция распространилась и на благочестивых мирян. Пост в понедельник не является правилом для всех, только для тех, кто получил на него благословение, объяснив свое намерение священнику, тогда такой пост становится личным правилом.
Очень хочу помочь сыну справиться с недугом пьянства. Подскажите, как молиться ему и мне за него?
— В этом-то и вся трудность, что сам пьяница не хочет отказаться от своей страсти, не признает себя больным, считает, что может бросить пить в любое время, а годы между тем идут, и все остается на своих местах, сам же пьяница все ближе к могиле. Православная Церковь считает пьянство серьезным заболеванием, поэтому рекомендует лечение как физическое, так и духовное. Совместные усилия медицины и Церкви дают положительные результаты. А молятся об исцелении от этого недуга перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», обращаются с молитвой к мученику Вонифатию, святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Конечно, если сам больной этого не делает, то трудятся за него близкие люди.
Есть известная пословица: в здоровом теле здоровый дух. Но занятия спортом направлены на культивирование тела, этого временного сосуда духа. Подвижники же благочестия во все времена умерщвляли свою плоть, высвобождая пространство духу. Какой-то тут парадокс. Как наша Церковь относится к спорту вообще?
— Здесь нет никакого парадокса. Все заключается в наличии как у спортсмена, так и у подвижника благочестия чувства меры. Как нельзя создавать культ из собственного тела, так нельзя и пренебрегать им. Об этом, кстати, говорят многие святые отцы, опираясь на слова апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1 Кор 6:19). А раз так, можем ли мы пренебрегать его чистотой и здоровьем ? «Итак, умоляю вас, братия, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим 12:1). На этом пути следует избегать другой крайности — создания из своего тела своеобразного культа. С такими мерками и нужно подходить к занятиям спортом. Кроме того, нельзя забывать в этом случае и об опасности, заключенной в стремлении к первенству, что свойственно спорту, — дух гордыни не преминет заявить о своих правах.
Мне 84 года. Не о земном бы надо думать… Но как избавиться от земных привязанностей? От любви к этому прекрасному Божиему миру, которым не могу надышаться и на который не могу наглядеться?
— И радуйтесь, пока Господь дает эту радость восхищения сотворенным Им миром. Зачем же избавляться от добрых чувств? Священное Писание учит нас не иметь к этому миру сверхпривязанности, утверждает, что истинное Отечество наше не на земле, а на небе. И если мы достойно живем здесь, любя этот мир, но «взыскуя грядущего», то в будущей жизни нас ожидает великая награда: «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9).
В книге протоиерея Андрея Ткачева «Ступени к небу» автор пишет о том, что надо научиться благословлять Господа — это должно быть одной из самых главных наук человеческих. Как понимать эти слова?
— В Священном Писании мы не раз встретим выражение «благословить Господа». Например, в псалме 33 читаем: «Благословлю Господа на всякое время». Заамвонная молитва священника на литургии начинается словами «Благословляяй благословящие Тя, Господи…»
Если обратиться к значению слова, благословлять значит одобрять — то есть, благословляя Господа, мы тем самым одобряем Его действия в мире. Другое значение — разрешать, позволять делать что-либо: я позволяю Господу делать со мной все, что Он считает нужным, я доверяю Ему полностью. Есть еще такое устаревшее значение слова «благословлять» — выражать чувство признательности, благодарить. И, конечно же, «благословлять» значит восхвалять Бога.
Все приведенные значения дополняют друг друга, выражая наше отношение к Богу Творцу и Спасителю нашему. Такому чувству нужно учиться, потому и называет отец Андрей это одной из самых главных наук человеческих.
Благодарить Господа, славить и славословить Его — это одно и то же или нет, и как это делать?
— Все словари считают эти слова синонимами со значениями «хвалить», «превозносить», «возвеличивать», «воспевать». Но все же у каждого из них есть свой оттенок, отражающий наше отношение к объекту — к Богу. Ведь славить Бога не то же самое, что славить человека. Мы призваны славить Его прежде всего своими делами. А прославлять можно в песнях, молитвах. Где нужны слова, там мы славословим Его. Отсюда видно, что у глагола «славословить» более торжественный, восторженный, вербальный, выраженный в словах оттенок значения, а в глагол «славить» мы вкладываем широкое и конкретное содержание.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.