Православная гимназия имени святого благоверного князя Александра Невского — одно из самых молодых учебных заведений Нижегородской епархии. Она была основана в декабре 2013 года, и прошлый учебный год стал для нее годом становления. О том, как и чем будет жить гимназия в новом учебном году, нашим читателям рассказала ее директор Людмила Иванова.
— Людмила Ивановна, с чем гимназия входит в новый учебный период?
— За прошлый год мы полностью сформировали педагогический коллектив, и в большинстве своем он состоит из учителей, имеющих первую и высшую категории. Есть интерес к нашей гимназии: в первый класс в этом году был достаточно большой конкурс, нам подали 85 заявлений. Мы приняли 52 человека — по 26 детей в каждый класс. Набрался и один пятый класс, хотя если к нам придет много желающих, то есть возможность открыть второй пятый класс. Более старших пока не набираем: будем выращивать своих. Хотя звонков от желающих учиться у нас в седьмом и восьмом классах поступает много, но мы опасаемся, что детям будет трудно привыкнуть к гимназической программе. Однако в перспективе наша гимназия рассчитана на 550 учеников с первого по одиннадцатый классы.
— Как строятся занятия?
— У нас школа полного рабочего дня. Дети находятся здесь с восьми утра до шести вечера. Учебный день начинается с утренней молитвы с духовником гимназии священником Илией Трушкиным. В первой половине дня идут занятия по образовательному циклу, а во второй —по православному компоненту. То есть в нашу программу включены все предметы школьного стандартного цикла, но помимо этого — латинский, славянский и греческий языки, уроки православной веры, церковное пение и, конечно, различные кружки и студии.
У нас работает театр, есть хоровая, хореографическая студии и студия народного танца. Можно записаться в кружки, в которых изучают народные промыслы, в группы по изучению английского, русского, математики, рисования, исследовательской деятельности, в ВИА «Золотой росток». Планируем открыть секции художественной гимнастики и шахматную. Все эти формы для учеников бесплатны, так что ребенок, не выходя за пределы школы, может выбрать себе занятия по душе и реализовать свой творческий потенциал. А еще мы участвуем в различных конкурсах и олимпиадах, готовим научные работы.
— Не велика ли получается нагрузка?
— Мы думали об этом и пришли к выводу, что нет. Загруженность заключалась в том, что дети не всегда успевали делать домашнее задание к следующему дню, но в этом году мы планируем распределить работу так, чтобы задания они выполняли прямо в гимназии. Решено, что сложные предметы будут осваиваться детьми только в школе.
— Проводятся ли какие-то занятия за стенами гимназии?
— Конечно. Кроме учебных и светских праздников мы каждое воскресенье молимся в Александро-Невском кафедральном соборе на литургии и приглашаем туда детей, родителей, учителей. Фактически вся школа собирается в храме. Еще у нас сложилась такая традиция: в дни двунадесятых праздников мы не проводим уроков, а встречаемся на богослужении.
— Многие родители интересуются, как можно записать ребенка в православную гимназию. Какие существуют критерии отбора?
— Прием в первый и последующие классы проходит через собеседование — его проводит коллектив: педагог той параллели, в которую ребенок поступает, учитель-психолог, медицинский работник, заместитель директора по воспитательной работе, директор и духовник. Мы беседуем не только с ребенком, но и с родителями.
Чтобы учиться в нашей гимназии, семья должна быть воцерковлена, регулярно посещать храм, участвовать в таинствах, знать азы православной веры. Хотя бывают семьи, которые сразу говорят о своей невоцерковленности, но поясняют, что хотят больше узнавать о православии вместе с ребенком и через него воцерковиться. Таких людей наш духовник тоже благословляет. Очень важно, чтобы родители ученика состояли в браке и были обвенчаны. Поясню почему: на уроках православной веры мы говорим о важности таинства Брака, о православной семье, и это не должно расходиться с тем, что ребенок видит дома.
— Есть ли в гимназии свои традиции?
— Да, с первого года мы начали формировать летопись школы: как происходило ее строительство, фиксировали все важные моменты: открытие, наши праздники в течение года. Для учеников мы ввели наградной знак — медаль в честь святого Александра Невского. Она будет вручаться тем ребятам, которые проучились весь год на одни пятерки.
— Кем вы планируете увидеть ваших воспитанников по окончании гимназии?
— Наша цель — вырастить людей, которые всегда будут в своей деятельности руководствоваться заповедями и духовными нормами. При этом мы стараемся, чтобы по окончании гимназии перед нашими учениками были открыты все дороги: в старшем звене у нас будет и естественно-математический цикл, и углубленное изучение гуманитарных предметов. То есть мы даем классическое академическое образование, к которому добавляется духовное воспитание.
— Как строится воспитательная работа?
— Все наши педагоги — верующие люди, они показывают пример не только в знании своих предметов, но и в духовной жизни. Если учитель говорит ребенку, как правильно поступать, но сам так не делает — эффект от такого воспитания нулевой. Мы стараемся, чтобы этого не было. Наши учителя — образцы для подражания.
Второй момент — индивидуальный подход не только к каждому ребенку, но и к каждой семье. Это нам дается намного легче, чем другим школам, потому что у нас работает не только психолог, но и духовник. Отец Илия с нами с самого начала, и мы считаем его вторым директором. К нему и сам ученик, и его семья могут прийти на исповедь, поделиться своими трудностями. В проблемных ситуациях к нему обращаются за советом, и это позволяет конструктивно решать все вопросы. Мы не применяем административных мер к ученикам, все решаем по-домашнему. Стараемся духовно поддерживать наши семьи.
— Вы много говорите о семье…
— Конечно. Воспитание ребенка начинается с воспитания его родителей. Все идет из семьи: ребенок никогда не будет читать, если в семье не читают. Поэтому так важно уделять время и внимание беседам с родителями. Сегодня в школах на родительских собраниях обсуждают организационные вопросы, а реального общения с мамами, папами — даже, может быть, их обучения — нет. Вот и получается, что родители не имеют подсказки, не знают, к кому обратиться с вопросами.
Я вообще считаю, что должны быть повсеместно организованы родительские университеты — они были бы очень востребованы. В нашей школе мы выстраиваем отношения иначе: на родительских собраниях меньше говорим об успеваемости детей, но зато много общаемся по различным воспитательным вопросам. В таких собраниях всегда участвует священнослужитель, и родители могут спросить обо всем и получить грамотный ответ.
Еще один важный момент — мы стараемся рассказывать детям о хороших примерах: о дружных семьях, о браках на всю жизнь. Ведь в интернете и по телевизору они видят много обратного. А мы хотим показать им, что среди наших современников есть люди, пример которых чудесен. Знакомство с положительными примерами — лучшее воспитание!
— Ваша гимназия — ресурсный центр православного образования. Расскажите об этом подробнее.
— Ресурсный центр создан для того, чтобы мы могли объединять различные методические наработки и делиться ими с другими православными гимназиями и общеобразовательными учреждениями города. В будущем планируем, чтобы ресурсный центр объединил другие города России. Например, мы бы хотели организовать силами центра большую творческую игру «Русский мир», в которую могли бы приглашать детей из других городов. Ресурсным центром занимается Ольга Бараева, советник митрополита Нижегородского и Арзамасского, а мы участвуем в этом процессе, готовим различные материалы.
Татьяна Фалина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.