Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Мать и дитя: на пути к Богу
«Ведомости Нижегородской митрополии» 2 (62) 18:40, 30 января 2015

Мать и дитя: на пути к Богу

545Главное предназначение женщины, данное ей Богом, — материнство. Быть матерью — не только большое счастье, но и тяжелый труд. И часто, сталкиваясь с разными проблемами в воспитании детей, женщина не знает, как правильно и в согласии с Богом поступить. Что делать, если не можешь иметь детей, но очень хочешь? Зачем мы крестим ребенка? Как привить ему любовь к христианской жизни? Эти и другие вопросы мы задаем священнику Александру Хекало, клирику Спасо-Преображенской (Карповской) церкви.

Многие женщины мечтают стать мамой, но не каждая может это осуществить. Почему Церковь резко против суррогатного материнства и искусственных методов оплодотворения?

— Во-первых, женщины, добивающиеся материнства таким способом, обретают не счастье, а удовлетворение своего представления о счастье. Быть человеком счастливым и человеком, которому кажется, что он счастлив, — не одно и то же. Стоит заметить, что суррогатное материнство — это форма, которая предусматривает личный труд женщины по взращиванию ребенка во время беременности. А значит, это уже материнский труд. Но после рождения маленького человека забирают и помещают в совершенно другую среду, при этом не думая о том, счастлив ли ребенок, у которого отбирают маму. Помните, что чувствовать он начинает с момента своего формирования в организме матери, а не после появления на свет.

А что касается искусственного оплодотворения, то оно признается в контексте брака, а экстракорпоральное оплодотворение связано с большим количеством убийств. Ведь эмбрионы, которые остаются от общей массы в противовес тем, которые приживляются в организме женщины, будут просто-напросто убиты. Это называется заморозка (или как-то по-другому), но фактически это — убийство. Вот почему Церковь против такого метода.

Вообще же человек, надеющийся больше на людей, а не на Бога, при этом считающий себя христианином, вряд ли обретет счастье таким способом. Мы знаем примеры, когда люди усердно молились и получали просимое — детей. А в случае альтернативных методов материнства человек нарушает все законы духовной, социальной, нравственной жизни, отбирая ребенка у матери, мать у ребенка, убивая своих не успевших родиться детей. Назвать это счастьем, конечно, нельзя.

Приходя в церковь для крещения детей, люди часто сами не могут ответить на вопрос, зачем они это делают. Как правильно объяснить им смысл таинства?

— Такая ситуация может возникнуть скорее у тех, кто приходит в церковь раз в год, чтобы поставить свечку в большой праздник.

Конечно, причинами для крещения ни в коем случае не могут быть суеверные мотивы — такие как «Хочу, чтобы мой ребенок был здоров», «Хочу, чтобы не действовал сглаз», «Хочу, чтобы у него был ангел-хранитель». Причиной для крещения не может быть и приверженность традиции, когда мы говорим: «Я хочу крестить своего ребенка, потому что я сам крещеный», или «У нас все в семье крещеные». Христиане решаются крестить младенца для того, чтобы привести его к самому дорогому в жизни — к Богообщению. Пока ребенок маленький, он не может о себе ничего сказать, поэтому крещение совершается по вере родителей и восприемников как залог ответственности, которую они берут на себя в деле воспитания.

Крестить ребенка — значит захотеть помочь ему стать святым человеком. Ведь Господь хочет, чтобы каждый из людей был свят. А быть святым — это научиться любить Бога и своего ближнего, и быть от этого счастливым. Любить друг друга — это значит не позволить себе раздражиться, когда наступают на ногу в транспорте, не ответить обидой на обиду, быть частью Бога, быть Его руками в деле проповеди Евангелия и любви. И если мы хотим видеть своих детей такими же, как я только что описал, то крестить ребенка вполне логично. Естественно дать ему возможность общаться с Христом через величайшие святыни Вселенной — Тело и Кровь Иисуса Христа. Когда мы соединяемся с Богом, когда мы просим, чтобы Он был в нас, мы доверяем Ему всю свою жизнь. И, желая дать своим детям возможность быть святыми и счастливыми, мы хотим крестить их.

Каждый человек должен понять, что христианство — это не просто носить крестик, христианство — это жить Евангелием, жить Христом.

Но все же носить крестик важно. Что он знаменует?

— Нательный крестик — символ того, к какой вере человек принадлежит (в частности, к православию). Он надевается во время Крещения, дарится одному человеку, обозначает начало новой христианской жизни во Крещении. И в этом смысле свой крестик надо беречь. Нельзя его дарить, каким бы красивым или драгоценным он ни был. А если вы вдруг нашли крестик, отнесите его в храм или же храните у себя дома возле икон, чтобы святыня не была попрана.

Воспитывать маленького человека в христианской вере верующим родителям естественно. Но как это сделать и с чего начать? Какую, например, роль в этом играют старые добрые сказки, на многих из которых выросли мы, вырастают наши малыши?

— Как родители, мы стараемся детям прививать не только европейскую христианскую культуру, но и культуру русскую. А русская культура заключается, в том числе, и в тех сказках, которые мы читаем. Сказка в принципе подра­зумевает собой волшебство, необычное состояние, которое нечасто встретишь в реальной жизни. Но она направлена не только на воспитание веры в чудо. В сказке, прежде всего, показана суть того, что добро всегда побеждает зло. Конечно, когда малыш подрастет, он перестанет верить в Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного, но глубочайшие христианские смыслы, усвоенные вместе со сказками, в его сердце останутся. Ведь недаром многие сказки берут за душу и взрослых. По мере взросления ребенка нужно знакомить его с такими сказками, притчами, рассказами, которые направят его на размышления о нравственных ценностях.

Но не перебарщиваем ли мы со сказками? Ведь сегодня большей части молодого поколения жизнь вообще представляется сплошной сказкой — легкой, волшебной, чудесной. Инфантилизм молодежи — что это? Жизнь без Бога или поголовные ошибки семейного воспитания? Как этого избежать?

— Отмечу, что инфантилизм — это неготовность к ответственности. Это вопрос духовной жизни, семейного воспитания, социальной среды, в которой человек находится. Как нельзя поставить диагноз по одному симптому, так нельзя точно назвать предпосылки для развития инфантилизма.

Во-первых, самому взрослому нужно быть человеком ответственным и серьезным. С самого начала мы должны не бояться показывать детям несовершенства этого мира. Люди пытаются оградиться от нелицеприятных фактов жизни, а потом удивляются, что дети вырастают нечуткими, черствыми. Попробуйте отвести своего ребенка в хоспис, в дом престарелых, отвезите его в детский дом или реабилитационный центр. Инфантилизм очень хорошо лечится такими средствами. Нужно уметь быть сострадательными и чувствительными друг к другу.

Задача родителей здесь — помочь сыну или дочери осознать себя не просто как человека социального, но еще и индивидуального. По сути, каждый ребенок более взрослый и более серьезный, чем кто-то из взрослых. Для него всегда понятно, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. Когда что-то объясняют, ребенок очень хорошо это усваивает. Но потом, в процессе взросления, он свои знания теряет, так как они оказываются не актуальны. Человек идет на поводу толпы и живет по принципу «все вокруг делают так». Чтобы этого не происходило, нужно развивать в нем его личные положительные качества.

Но как не перегнуть палку? Как следует понимать слова из Библии: «Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали»?

— Не следует придираться к своим детям, нужно чувствовать их и понимать их нужды. А прежде всего необходимо с ними подружиться. Если мы будем только императивно повелевать детьми, то в первый же момент свободы они отвернутся от нас и скажут: «Теперь мы свободные люди, и нам никто не указ». Это большое искусство — воспитать в дружбе ребенка, который с радостью прислушивался бы ко всякому совету родителей.

Давайте вспомним себя в наши детские годы. Я думаю, вряд ли найдется кто-то, кто себя безупречно вел. Наша задача — стать не просто авторитетом для ребенка, а тем человеком, который сможет бескорыстно помочь ему стать полноценной личностью. Никогда не припоминайте детям о том, что добровольно сделали ради них. Ведь это наш выбор — ухаживать за ними, работать ради их благополучия, ограждать от опасностей, учить чему-то. И обвинять их в том, что мы трудились над их жизнью, посвятили им себя, а они оказались неблагодарными — значит признаваться в том, что мы делали это без любви.

И, конечно, не нужно забывать о молитве за своих детей. Никто так не помолится за наших детей, как мы сами. Бесполезно просто сидеть и переживать за детей: нужно просить Бога, чтобы Он наставил наших детей на жизнь благоразумную.

Беседовала Надежда Спирина
Подготовила к печати Татьяна Юдина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.