Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



«Ведомости Нижегородской митрополии» №6 (252) 20:34, 28 марта 2023

Мать-праведница

Как исполнилось пророчество преподобного

Она происходила из старинного тульского дворянского рода, известного с середины XVI века. Отец Елизаветы Ушаковой, Алексей Николаевич, с 14 лет воспитывался в Морском кадетском корпусе, затем служил на Черном и Средиземном морях, участвовал в 18 военных кампаниях. В 1809 году он вышел в отставку и поселился в доставшемся ему по наследству сельце Каменке Богородицкого уезда Тульской губернии. Вскоре он женился на дочери майора Олимпиаде Андреевне Шаховой. У них было четыре сына и две дочери.

Благословил Феодоровской иконой

30 августа 1819 года в Каменке родилась девочка, нареченная в святом крещении Елизаветой. Когда ей было шесть лет, ее мама умерла. А отец в ведомстве путей сообщения дослужился до чина титулярного советника, потом был исправником в земском суде. Семья жила не в роскоши, но и не бедно. Дочерей Наталью и Елизавету отец готовил к замужеству.

Елизавета была веселого нрава, любила музыку. Неожиданную перемену в ней произвело чтение творений святителя Тихона Задонского. Она почувствовала призвание к духовной жизни и решилась покинуть родительский дом. Для родных такое решение было неожиданным и непонятным, но отец все же согласился отпустить дочь и благословил святыней рода Ушаковых — Феодоровской иконой Божией Матери. Местом своего подвига Елизавета избрала малоизвестную тогда Дивеевскую общину.

В 1844 году, 25 от роду, Елизавета Алексеевна прибыла в Дивеево. Примерно за 15 лет до ее поступления в обитель преподобный Серафим, провидя будущее зарождавшейся общины, сказал своему соседу по келии отцу Павлу: «Тогда, батюшка, Дивеево будет Дивеевом и тогда только у них все устроится как должно, когда игуменьей будет Мария, да еще по фамилии Ушакова!» В другой раз преподобный сказал одной сестре: «Искал я вам матери (настоятельницы), искал… и не мог найти. После меня никто вам не заменит меня. Оставляю вас Господу и Пречистой Его Матери». Сестра горько заплакала, а он в утешение ей добавил: «Что же ты, матушка, все плачешь? По времени и у вас будет мать-праведница».

Елизавета Ушакова несла разные послушания: клиросное, живописное, письмоводительское, казначеи. Пришлось заниматься и тяжелым трудом: возить в поле навоз, жать, косить. Она вела расчеты с крестьянами, привозившими в обитель дрова, ее так и звали — «дровяная казначейша». Внешнее спокойствие, невозмутимость и немногословие отличали ее.

Смута

После кончины батюшки Серафима Дивеевской обители был попущен период смуты, когда все заветы преподобного были нарушены и духовная жизнь пришла в упадок из-за разделения сестер.

Саровский послушник Иван Толстошеев (впоследствии иеромонах Иоасаф) выдавал себя за любимого ученика преподобного Серафима, на деле же не считался ни с чем из заповеданного старцем. Часть сестер примкнула к нему. Смута длилась почти 30 лет.

В это сложное время во главе обители и была поставлена Елизавета Ушакова. Она стала той самой 12‑й по счету начальницей, при которой, по словам преподобного, монастырь должен был устроиться. После настоятельства неправедно избранной Гликерии Занятовой, 18 ноября 1861 года, по указу Святейшего Синода Елизавета Ушакова вернулась к начальству, пережив при этом унизительную клевету во время судов и следствия. В обители она не нашла ни копейки денег: все запасы на зиму были истрачены, а долги увеличились.

6 марта 1862 года архимандрит Черняева монастыря Тамбовской епархии Герман постриг Елизавету Алексеевну в монашество в честь равноапостольной Марии Магдалины. А 14 марта в Тамбове она была посвящена в сан игумении святителем Феофаном. Это день особого почитания Феодоровской иконы Божией Матери.

Процветшая обитель

Еще в 1848 году состоялась закладка собора на месте, указанном преподобным Серафимом, но строительство было заброшено, а приготовленные материалы иеромонах Иоасаф использовал на постройку тесной Тихвинской церкви в конце Канавки. Игумения Мария решила возобновить строительство.

В 1864 году, надеясь получить деньги на строительство собора, она поехала в Москву и Петербург и была представлена митрополиту Филарету (Дроздову). В письме к обер-прокурору Святейшего Синода Ахматову святитель отозвался об игумении Марии так: «Письмо сие представит вашему превосходительству дивеевская игумения Мария, старица, по выражению апостольскому, кроткого и молчаливого духа. Удостойте ее вашего внимания».

Эта поездка не увенчалась особым успехом. Тем не менее, с 1865 года постройка собора продолжилась без крупных пожертвований, на малые средства, но с твердой верой в помощь преподобного Серафима. На монастырской земле был устроен кирпичный завод. Строительство велось в течение десяти лет. Предполагалось освятить его в честь иконы Божией Матери «Умиление», но нижегородский епископ Иеремия нашел лучшим освятить его во славу Живоначальной Троицы. И в подтверждение правильности этого решения при воздвижении креста над собором в небе вились три белых голубя и три журавля.

Начиная благоустройство монастыря, игумения Мария в первую очередь привела в порядок святые места обители. Канавку Пресвятой Богородицы, которую при Иване Тихонове начали засыпать мусором, стали регулярно чистить, посыпать желтым песком, убрали мосты и переходы. На месте, где, по благословению преподобного Серафима, стояла перенесенная Толстошеевым на хоздвор мельница-питательница, поставили часовню. Были обустроены дорогие дивеевским сестрам могилы преподобных первоначальницы Александры, Марфы и Елены у алтаря Казанской церкви. К тому времени сложенная из кирпича гробница над могилой матушки Александ­ры наполовину обрушилась. Игумения Мария построила над ней небольшой кирпичный памятник наподобие часовни. Келия матушки Александры у Казанской церкви, где она жила и скончалась, в 1886 году была покрыта деревянным двухэтажным корпусом. Там бережно хранились вещи первоначальницы. При игумении Марии в монастыре было построено более 30 разных корпусов, в 1893 году начали строить колокольню.

К 1864 году удалось привести в порядок внутренний быт обители и обеспечить сестер продовольствием. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские. Сестры занимались живописью, литографией, фотографией, резьбой по металлу, переплетным делом и переведением гравированных картин с помощью особого состава на жесть, камень и дерево.

В отдельных корпусах были устроены богадельня для хронических больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница для заболевших. При монастыре действовал приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал многолюдным, в нем подвизалось более 1000 человек, и игумения была любима сестрами. За понесенные по созиданию обители труды она была награждена четырьмя наперсными крестами, один из них пожалован из Кабинета Его Величества.

Девять лет она была казначеей, два года — настоятельницей и 42 года — игуменией. Дожив до прославления старца Серафима, через год, 19 августа 1904 года, она упокоилась о Господе в возрасте 85 лет. Ее похоронили за алтарем Троиц­кого собора и над могилой воздвигли часовню, в которой ежедневно служились панихиды.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.