Неоднократно замечено: как только начинаешь говорить о смерти, даже просто упоминаешь ее в разговоре, большинство собеседников пытается свернуть тему. Пример: необходимо о чем-то договориться, возможно, твердо пообещать, и добавляешь к сказанному: «Ну, как Бог даст, если живы будем»… «Что вы, батюшка, — в ответ сразу же всплеск ужаса и негодования. — Как уж вы такое говорите!» Начинаешь выяснять, что вызвало бурную реакцию и неприятие обозначенных условий. И выясняется, что собеседнику говорить о смерти совершенно неохота. Мало того, что не хочется — он пытается показать, что смерть ему неприятна, он ее боится, и вообще, зачем о ней говорить.
А действительно, кто ее, смерти, не боится? Да все боятся, и правильно. Вопрос в другом — как примириться с этим обстоятельством, и не просто примириться, но еще иметь и некоторую выгоду от ее присутствия?
Вспомним, как смерть вошла в наш мир. Это случилось одновременно с грехопадением наших прародителей Адама и Евы. Если быть точным, теоретически смерть подразумевалась, как некое обстоятельство, которого могло бы и не быть, оно должно было бы только удерживать от неправильных поступков: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 16:17). Но случилось то, что случилось.
Господь премудро распорядился, изгнав Адама и Еву из Эдемского сада, дабы оградить Древо Жизни от посягательств уже падшего человека (Быт 3:23–24). В противном случае, представляете, — испорченное существо, имевшее опыт совершения зла, способное «плодиться и размножаться» (Быт 1:28) и к тому же бессмертное.
Отсюда мы заключаем, что смерть в этом случае есть благо, естественным образом ограничивающее беззакония человека. При этом обязательно нужно уяснить себе, что Бог не сотворил смерти как таковой. Смерть — продукт деятельности человека. Однако, в силу Своей благостной природы, Бог обращает и это, не по Его вине появившееся обстоятельство конечности бытия человеку же на пользу. Да, смерть страшна, и страшна именно своей противоестественностью. Ее не должно было быть, но она появилась. И с ней надо было что-то делать. И свершилась тайна Боговоплощения — Христос пришел в мир спасти людей от власти этой смерти как последствия греха. Не только в буквальном смысле — смерти телесной, но и духовной. При этом Он, Господь Иисус Христос, Своей человеческой природой, человеческим естеством так же не хотел умирать, хотя добровольно и сознательно восходил на Голгофу. Его слова, произнесенные в кровавом поту в Гефсиманском саду, свидетельствуют нам об этом: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф 36:29). Но тут же, подчинив Свое человеческое естество Божественному, выражает готовность подчинить волеизъявление человека Божественной воле: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 36:29).
Это должно и нам помогать в осмыслении того, что смерть, по сути, является целью жизни, которая, в свою очередь, дается человеку для реализации покаяния. Безусловно, при этом существует еще ряд очень важных жизненных задач, но при отсутствии главной — покаяния — все остальные теряют всяческий смысл. Как только человек рождается, он тут же начинает свой путь приближения к этому, как говорят, своему «золотому часу». Мы, к сожалению, утратили этот «нерв», хотя древние весьма озабоченно к этому подходили. Известная крылатая фраза «memento mori» («помни, что придется умереть», «помни о смерти», «помни, что смертен») помогала отрезвляться человеку, погруженному в земную славу. В Древнем Риме эта фраза произносилась во время шествия римских полководцев, возвращавшихся с победой. За спиной героя, будь то император, наделенный божественным достоинством, или военачальник, ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что, несмотря на свою славу, тот остается смертным.
Наши святые подвижники ставили жизнь в прямую зависимость от того, как человек будет умирать. И не просто умирать, а готовиться к своему исходу. Библейская книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, при всем изобилии и многообразии житейских советов и нравоучений, напоминает о смерти как о факторе, удерживающем от греховных поступков: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир 7:39).
Казалось бы, мощнейшее средство — страх перед смертью, вернее, страх быть застигнутым в свой смертный час в момент совершения греха, но почему же это, судя по тому, как мы живем, не очень-то способствует практическому благочестию? А все от нашего религиозного невежества. Отсюда и ропот на Бога, когда происходят неприятности или несчастья, хотя скорбям надлежит быть (Ин 16:33), и ими мы, в случае правильного к ним отношения, спасаемся. А если разобраться, то и тут Бог приходит нам на помощь, вразумляя в процессе совершения нами же неблаговидных поступков.
19 апреля 2011 года в своем слове по окончании утрени Великой среды в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре, говоря о неотвратимости суда Божиего, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал, что «мы судимы за наши мысли и дела при нашей жизни. Иногда нам кажется, что по непонятным причинам на нас вдруг обрушиваются невзгоды, болезни, неудачи. Ничего не происходит с нами без воли Божией, даже волос с головы не может упасть. Но это не значит, что Господь управляет нашими судьбами, нашими жизнями механически. Это не значит, что мы лишены всякой свободы. Мы живем свободно и сами выбираем свой путь, свое место в жизни, свое место по отношению к Богу. А вот последствия этого выбора привлекают к нам либо милость Божию, либо Божие наказание. Поэтому не Бог нас наказывает — мы себя наказываем, подставляя под гнев Божий, под Божию справедливость. И завершится эта тайна Божественного суда над нами уже в вечности, когда весь род человеческий предстанет пред Богом на Страшном суде».
В заключение еще раз напомним себе, что страх смерти, без учета того, что она является составляющей и необходимой частью бытия человека в вечности, парализует и делает бессмысленной жизнь, но страх умереть во грехе и без покаяния способствует активной духовной жизни.
Протоиерей Сергий Муратов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.