«Русь святая, храни веру православную!» В этих знаменитых словах содержится главный ответ на множество культурологических вопросов, которые продолжают волновать людей и во времена гонений на веру, и когда православие «разрешено». Во всех случаях, когда секулярный мир смущает верующие сердца вопросами «зачем», стоит и впрямь задуматься, обратившись к первоисточнику смыслов. Поможет в этом настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиерей Владимир Гофман.
Часто слышу ропот неверующих мирян, зачем устанавливать памятники святым, как, например, памятник равноапостольной царице Елене и патриарху Макарию на площади Лядова. Многие даже не знают, кто это такие. Как правильно отвечать на подобные упреки?
— Апостол Павел учит: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю…» (2 Тим 2:23–26). И другой апостол дает наставление: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением…» (1 Пет 3:15). Можно и с неверующим говорить о вере, но при одном условии — если он искренне хочет узнать о том, как и во что мы верим, почему так живем. Если же вопрос задают, чтобы доказать свою точку зрения, то и говорить с этим человеком не нужно. Сам Иисус Христос так учил: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас…» (Мф 7:6).
Батюшка, что, с точки зрения Церкви, подразумевает любовь к родине, которую принято сейчас называть модным словом «патриотизм»?
— Патриотизм не модное слово, это всеобъемлющее понятие, в центре которого стоит чувство любви к своей Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради нее. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Другое дело, что в последнее время понятие патриотизма стало приобретать отрицательную окраску среди некоторых, поклоняющихся Западу, космополитически настроенных людей. Отношение Православной Церкви к патриотизму изложено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам».
Как лучше объяснить детям, почему раньше строили так много церквей? Практически на каждой улице, даже в деревнях, была своя. И почему именно храм стал одним из первых сооружений, которые построили на территории Нижегородского кремля?
— Для детей (в разумном, конечно, возрасте) не надо ничего придумывать. Объяснять им нужно все понятным им языком и с любовью. Если же мы сами не очень знаем предмет, то и объяснить его ребенку не сможем. Когда взрослый говорит малышу, что храм — это Дом Бога, и сам верит в это, то и малыш поверит. Но спросит, а Кто это — Бог? И тут надо очень умело разъяснить ему, что Бог — это Творец мира. Это не просто. Но вы же говорите со своим чадом, любимым и желанным, которому хотите только добра. Если так, то не отделывайтесь общими фразами.
В музеи в советское время попало много икон и богослужебных книг. Как относиться к этому факту? Разве святыням не место в храме?
— Я тоже так думаю: место икон в храме. Но в действительности многие из них являются произведениями искусства, и их хранят музеи. Иногда лучше, чем храмы. И в музейных экспозициях иконы продолжают выполнять свое прямое предназначение быть окном в иной мир, пробуждать в людях, не посещающих храмы, но бывающих в музеях, религиозное чувство. Ведь некоторые посетители музея потом придут в храм, продолжат путь к Богу. Потенциально это возможно. Так я себе объясняю тот факт, что святые иконы находятся не в Доме Божием, а в музее.
В нашем районе открывается православный детский сад. Родственники хотят отдать туда ребенка, но я знаю, что они люди неверующие, а идут ради хороших условий. Будет ли в таком случае толк для ребенка?
— Не могу дать на этот вопрос однозначный ответ. Каково будет малышу, когда в садике он будет слышать о Боге, а дома совсем другое? Раздвоение ни к чему хорошему не приведет. Но бывают, и нередко, исключения. Детская вера обращает к вере родителей.
Приезжают в гости родственники из другого города. Хочу поводить их по старинным нижегородским храмам. Хочется и самой больше узнать о церковной архитектуре и искусстве. С чего начать? Посоветуйте какие-нибудь источники: книги, лекции, курсы…
— Мне кажется, нужно обратиться в библиотеку. В крупных храмах, таких как собор святого Александра Невского, Никольский собор на Автозаводе, библиотеки очень хорошие. Там подскажут, какие прочитать книги по истории города и нижегородских церквей. Думаю, в первом ряду окажутся «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского, «Памятники церковных древностей» архимандрита Макария. Много и современных изданий, было бы желание читать.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.