Главная > Календарь > Михайлов день
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (195) 15:30, 14 ноября 2020

Михайлов день

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архангелы и ангелы хранят Церковь Христову и народ Божий, каждого из нас направляют на верный путь, показывают пример почитания и прославления Господа. 21 ноября мы особо молимся Небесным силам и их начальнику — Архангелу Михаилу, благодаря которым низвержен с небес «древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр 12:7–9). Вот что пишет об этом празднике известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев.

«В чем будем искать пользы от почитания бесплотных сил? Очевидно, в защите от другой части бесплотных существ, которые, в отличие от Михаила и воинства его, Бога отнюдь не любят и желают противного Ему. Это воистину так. Но не только это. Не бывает одного вреда от одного греха, но растекается грех и вред от него в разные стороны. Не бывает и одной лишь пользы от одного доброго дела, но кольцами по воде расходятся блага от одной доброй мысли, одного доброго занятия. Воспевая чистейших Небесных служителей Божиих, мы можем крепче уразуметь, насколько велика, и чиста, и славна Матерь Божия. Ведь именуется Она у нас не ложно Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим. И можно от разумения славы херувимов и серафимов перейти мыслью к Деве Марии и паче Ее возлюбить, славе Ее удивляясь.

Первый раз слышим о херувимах при рассказе об изгнании из Рая. «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:24). Сего Херувима с мечом огненным отвела от входа в Рай Дева Мария — рождением Иисуса Христа. Рай нам снова отверст в Иисусе, благодаря Матери Его. Воистину Она Честнейшая херувим.

Снова слышим имя херувимов при устроении скинии. Моисею повелевает Бог соорудить ковчег, поместить туда манну, жезл Ааронов расцветший и скрижали Завета, а над ним — «херувимы славы, осеняющие очистилище» (Евр 9:5). Херувимы — над ковчегом, а манна, и скрижали, и жезл — внутри. Все эти предметы на Матерь Божию указуют. Золотой сосуд с манной — это образ Девы Марии, ибо подлинная манна есть Христос, Хлеб, сошедший с Небес, а Она — Та, что вместила Его. Жезл сухой, давший плод, есть образ Ее девства, однако же давшего рождение. Скрижали есть написанные заповеди, а Христос есть Живое Слово, которое уже не на досках каменных, а в живой утробе Девы написалось.

Сами же херувимы таковы, что описание их без страха читать невозможно. В первой главе книги Иезекииля есть их описание. Видим там (ср. Иез 1) подобие четырех животных, у каждого четыре лица и четыре крыла, и руки человеческие под крылами их. Лицо человеческое, львиное, и орлиное, и лицо тельца у каждого. И вид, как у горящих углей, и огонь между животными, и сияние, и молния. Как молния, они сами двигались туда и сюда. Были еще и колеса, идущие на четыре свои стороны, и ободья у колес полны были глаз. Когда шли животные, шли и колеса подле них. «Куда дух хотел идти, туда шли и они» (Иез 1:1). И «дух животных был в колесах». «И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум вод многих, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы в воинском стане» (Иез 1:24).

Страшны херувимы, удивительны же и серафимы. «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис 6:2) Имя их означает «огненный» — от пламенной любви к Тому, Кого они славят, вопиюще: «Свят, Свят, Свят, Гос­подь Саваоф!» И распростертие крыл их — знак Креста! И молитва уст их — славословие Троице!

Все Писание раз за разом поминает Ангелов с благодарностью, но и со страхом…»

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.