Непонимание, раздражение, суета — из этого, как правило, соткана жизнь мирянина. И в делах, и на молитве одно и то же. Как в этих условиях обрести равновесие? В сегодняшней подборке — вопросы о том, как человеку приблизиться к Богу. А приблизиться к Нему можно лишь через любовь к ближнему, которой так не хватает в наше время. Как обрести ее? Через смирение, говорят святые отцы. Помните, у преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи»? Если мы задаем такие вопросы, значит, идем правильным путем. И Господь поможет нам обрести то, что мы ищем.
Зачем нужно ходить в храм? Можно ведь, веруя в Бога, молиться и дома. Разве Бог обитает в храме, а не в душе?
— В душе может обитать не только Бог, как вы, надеюсь, понимаете. Но человек склонен думать, что только Бог живет в его душе. Есть у Сергея Есенина такие строки: «Но коль черти в душе гнездились — Значит, ангелы жили в ней…» Вот как бывает. И все же Бог всегда рядом с нами: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20) — и молиться Ему можно в любом месте. Почему же тогда уже много тысячелетий люди посещают храмы, места, где предполагается особое присутствие Бога? Уже потому, что Сам Бог так заповедал. «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделаете, как Я показал тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ея…» (Исход 25:8–9).
В храме совершается общая молитва, для которой мы должны собираться вместе по примеру апостолов: «…и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк 24:53). Наши оправдания своей лени, дескать, я помолюсь дома, не имеют основания, кто так говорит — обычно и дома не молится. А если человек не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в душе Божества, может идти речь?
Мы говорим, что любим Бога. Любовь же всегда жертвенна. Наша малая жертва заключается в том, что мы отдаем свое время посещению Дома Божия, так мы учимся жертвенной любви, образец которой дал нам Спаситель, принесший Себя в жертву на Голгофе за нас. И еще: только в храме совершаются таинства, прежде всего Евхаристия, здесь каждый день Христос зовет нас: вот Тело Мое и Кровь Моя — причащайтесь.
Бываю в храме нечасто, хожу по велению души, молюсь своими словами, просто мысленно разговариваю со святым. Благодарю, порой прошу о помощи. Можно ли так? Слышат ли меня?
— Можем ли мы обращаться к Богу своими словами? Вероятно, да, можем. Но вопрос в том, найдем ли мы такие слова, чтобы Бог нас услышал? Не будем ли мы просить у Него того, что вовсе не полезно для спасения души? Скорее всего, так и получится: нам ведь хочется, прежде всего, земных благ, успехов в этой жизни, здоровья телесного наконец. А разве это вредно человеку? Нет, не вредно. Но все же это должно стоять на втором плане, на первом же — то, что способствует нашему духовному росту, очищению и спасению души.
Сила молитвы не в том, что мы просим чего-то у Бога (Он Сам знает, что нам необходимо в данный момент), а в том, что через молитву происходит единение человека и Бога, то есть в определенной мере реализуется цель назначения человека — обожение его. Святые отцы называли молитву «нервами души нашей». Вот для чего и оставлены нам молитвы, слова которых подобраны святыми. Это некие образцы наших прошений: вот так и вот это нужно просить у Бога, чтобы быть услышанным и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божиему Промыслу о нас. Не услышаны бываем, когда произносим бесполезное, когда, молясь, не оставляем грехов своих, то есть обращаемся к Богу с нечистым сердцем. И еще Он нас не слышит, когда мы просим отмщения врагам.
«Что я говорю, — пишет один святой, — что здесь не нужно заботиться об искусстве в словах? Часто не нужно бывает и голоса, ибо, если в сердце своем изречешь Его как должно, то и в таком случае Он услышит тебя…» Так что, прежде чем молиться своими словами, надо научиться правильно обращаться к Богу, просить полезное для спасения души, а не тела — именно для этого и существуют молитвы святых — образцы возношения ума и сердца к Богу.
Хотелось бы понять смысл евангельского выражения: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую». Это значит, что человек не должен отвечать на оскорбления, позволять себя обижать бесконечно? Но как же тогда самоуважение?
— Христос говорит: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5:39). То есть не отвечай на зло злом. Святоотеческая литература, жития святых полны примерами терпения в скорбях и обидах. Святые всегда молятся за своих обидчиков по примеру нашего Спасителя Иисуса Христа, Который и на кресте молился за своих палачей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Эти слова и нам следует повторять почаще. Святой преподобный Иоанн Лествичник указывает на три вида перенесения обид: 1) смолчать; 2) печалиться за обидевшего, но за себя радоваться; 3) только печалиться за обидевших, а о себе не думать. Выбирайте любой из этих способов по мере своих сил, и это будет по-христиански.
А как же справедливость? Кто накажет обидчика? Да Господь и накажет. Надо Ему предоставить такое право. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим 12:19).
В молитвослове читаю такие слова: «Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих…». Я не понимаю слова «свадих» — что оно означает?
— Это слова из третьей молитвы Святому Духу в вечернем правиле. «Свадих» означает возбудил ссору, поссорил кого-нибудь.
Мой сын женился на разведенной женщине, да еще и с ребенком. Но в Священном Писании говорится, что это грех. Как быть?
— Действительно, Христос говорит такие слова: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф 32:5). Церковные каноны гласят о том, что жениться на разведенной женщине можно в том случае, если она не была виновата в распаде предыдущего брака. Невиновной стороне разрешается вступать в новый брак. При этом человек не лишается церковного общения. Церковь разрешает второй брак, снисходя к немощи человеческой, в предохранение от греха. Святой Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам святителя Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй — снисхождение». А вот ребенок тут ни при чем. Слава Богу, что он будет расти в полной семье, а второй муж его матери станет ему пусть не родным, но достойным отцом.
Подскажите, как бороться с раздражением и обрести истинное смирение.
— Борьба с раздражением и обретение смирения в сердце — две стороны одной медали. Борясь с раздражением, вы воспитываете в себе смирение, а получив его, избавитесь от раздражения. Смирение — мир в душе. Имея этот мир, разве возможно снова допустить в душу раздражение, немирное состояние?
Отчего нет в душе мира, почему мы раздражаемся? От гордыни и самомнения. Вот что говорит об этом преподобный Антоний Великий, он же и совет дает: «Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными — и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих… Прежде всего, не считай себя чем-либо, — и это породит в тебе смирение; смирение же — науку (опытность и здравомыслие); наука же — веру; вера — упование; упование — любовь; любовь — повиновение; повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре)». Вот такой рецепт от этой болезни. Читайте святых отцов, они много говорят о смирении и о том, как обрести это качество.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.