Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Гость епархии > Митрополит Минский и Заславский Вениамин: «Важно не просто сказать доброе человеку, но так, как угодно Богу»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №13 (259) 10:11, 7 июля 2023

Митрополит Минский и Заславский Вениамин: «Важно не просто сказать доброе человеку, но так, как угодно Богу»

28–29 июня Нижегородскую епархию посетил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин. Он поклонился святыням Нижнего Новгорода, Дивеева и Арзамаса, вручил дипломы выпускникам нижегородских духовных школ и пообщался с православными журналистами, дав интервью на радио «Образ». Предлагаем его нашим читателям.

— Владыка, вы впервые в Нижнем Новгороде в статусе Патриаршего экзарха всея Беларуси. Бывали ли вы здесь раньше и каковы впечатления от теперешней поездки?

— Мне доводилось приезжать в ваш город, но эти посещения были очень кратковременными. Сейчас удалось увидеть многое. Меня очень порадовало развитие церковной жизни на Нижегородчине. Восстанавливаются храмы, монастыри, работают образовательные учреждения, активно идет работа с молодежью, со СМИ, миссионерская деятельность. Под руководством правящего архиерея митрополита Георгия сделано очень многое. Так что впечатления только положительные.

— Вы вручили дипломы выпускникам наших духовных школ. Что бы вы пожелали молодым людям, которые связали свою жизнь с Церковью?

— Во время учебы в стенах семинарии и Центра подготовки церковных специалистов они получали теоретические знания. Мне хочется пожелать, чтобы эти знания были сопряжены с практическими навыками, дальнейший жизненный опыт был согласован с опытом святых отцов Церкви, наследие которых — бесценное сокровище, плод святости их жизни, любви к ближнему. Оно необходимо пастырям и церковнослужителям во все времена, потому что именно на это интуитивно откликается душа человеческая и именно это приносит добрый результат и для всего общества.

— Если говорить о православном образовании в целом, как правильно воспитывать ребенка в вере, чтобы не оттолкнуть? Как не допускать ошибок?

— Непростой вопрос. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил о сложности этого процесса, что не всегда родители могут получить желаемый результат. Но думается, что плоды больше порадуют, если дети будут видеть не формальное, а искреннее и глубокое отношение взрослых к вопросам веры и благочестия. На определенном этапе дети начинают подражать взрослым, и то, что будет заложено в детстве в их души, пойдет с ними по жизни. У ребенка должно сформироваться нравственное чувство, основанное на фундаменте православной веры. Порой человек не знает, как поступить, и не с кем посоветоваться, но внутреннее чувство подскажет. Необходимо постараться воспитать его в человеке. Очень важно, чтобы дети имели рассудительность — эту начальную стадию мудрости, чтобы не кичиться своими добродетелями и не осуждать тех, кто поступает неправильно. И через эту благородную позицию заинтересовывать других своей формой мышления.

— Вы сами воспитывались в православной семье? Каков был ваш путь к храму?

— Моя бабушка была очень набожной. В преклонном возрасте, уже немощная, она все же старалась не пропускать церковных служб, соблюдать пост. Мне, например, было непонятно, почему она не ест молоко и мясо. Родители не могли явно показать свое положительное отношение к религии, в отличие от бабушки, которая была пожилой, ей было проще. Но перед Пасхой мама водила меня приложиться к Плащанице, тайком, ночью, чтобы никто не видел, не знал. Я не понимал, зачем это нужно: просыпаться ночью, идти куда-то… Запомнилось причастие, мне было пять или шесть лет. Это особое какое-то чувство… Однажды бабушка сказала: «Мы откроем тебе один секрет. Но ты не должен об этом никому рассказывать». И мне сказали, что есть Бог. Но я не удивился. Я именно так и думал.

— Тем не менее, в семинарию вы пошли не сразу, сначала окончили радиофак и только потом выбрали путь служения. Почему так случилось? А когда стали архиереем, насколько тяжелым оказался этот крест?

— Пути Господни неисповедимы. Нужно было пройти определенный этап жизни, чтобы вера окрепла. К третьему курсу обучения в университете уже сложилась уверенность, что это не мое, и постепенно созрело желание поступить в духовную школу. После второго курса я принял монашеский постриг. Мой отец был против такого решения, а мама к тому времени уже умерла. На архиерейское служение я был призван из монастыря, мне жизнь монашеская близка, я на нее настраивался и не думал даже о священническом служении, поэтому архиерейское было поначалу особенно тяжелым. Много общения — эта жизнь разительно отличалась от жизни в обители, которую я раньше проводил.

— Чем живет народ православный в Белоруссии? Время сейчас непростое…

— Думаю, люд православный везде живет, по большому счету, одними заботами и переживаниями. Они в том, чтобы жизнь твоя была угодна Богу, чтобы стараться исполнять свои христианские обязанности, работать внутренне над собой. А трудности последних лет побуждают к усиленной молитве. Мы проходим множество испытаний, но при этом в храмах стало больше людей, видимо, приходит новое осмысление духовной составляющей, появляется больший интерес к духовной жизни. Это проявляется и в средствах массовой информации, и в том, что все больше молодых людей интересуются жизнью Церкви. Думаю, все это присуще и жителям России. Если же говорить о молодежи в храме, то вспомним слова Спасителя, который сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф 28:19–20). Мы призваны работать и с молодежью, и с людьми, оказавшимися в сложной ситуации. Очень важно, чтобы священник, когда молодые люди приходят в храм, обращал на них внимание, подсказывал, помогал, интересовался их жизнью. Чтобы, когда они, например, просто из любопытства заглянули в храм, их не обошли вниманием. Ведь если молодые люди чувствуют это внимание, то возникает желание прийти еще раз. И нам необходимо говорить о важных вещах средствами современной коммуникации и на их языке. Не упрощая, конечно, какие-то вещи, но учитывая их уровень восприятия. Прежде чем сказать что-то человеку, нужно внутренне помолиться и попросить вразумления от Бога. Важно не просто сказать человеку доброе, но сказать вовремя и так, как угодно Богу. А это возможно только в том случае, если будет некая внутренняя осторожность, деликатность, внимательность. И ориентированность на то, чтобы угодить Господу.

— Не могу не расспросить о подарках, которые вы привезли в Нижегородскую епархию — двух крестах, изготовленных по образу созданного под руководством преподобной Евфросинии Полоцкой. Один вы преподнесли в дар Дивеевскому монастырю, другой — Александро-Невскому кафедральному собору.

— Преподобная Евфросиния родилась княжной, и у нее, по мирским меркам, была прекрасная перспектива жить в достатке, иметь семью, пользоваться почетом и уважением. Но она, глубоко приняв в сердце веру, в 12 лет ушла тайком от родителей в монастырь. Потом сама основала обитель и заботилась о благо-украшении храма, богослужения. Преподобная руководила и росписью храма. Это XII век, такой стенописи на Руси сохранилось очень мало. По ее указанию ювелир Лазарь Богша изготовил крест, в который были помещены святыни: частица Креста Господня с каплями Его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица Гроба Господня, мощи святого великомученика Георгия Победоносца и другие. Крест преподобной Евфросинии Полоцкой стал настоящим произведением церковного искусства. Он впечатляет и по замыслу, и по красоте исполнения, и, конечно, наличием таких святынь. Крест находился в обители преподобной Евфросинии, и на нем была надпись, что эта святыня должна постоянно пребывать в обители. Но во время Великой Отечественной войны первозданный крест был утрачен. По благословению первого Патриаршего экзарха митрополита Филарета (Вахромеева) он был воссоздан по сохранившимся фотографиям. Сейчас святыня постоянно пребывает в Полоцком монастыре, но периодически износится для поклонения в другие города и на важные мероприятия церковно-государственного уровня. По образцу этого креста были изготовлены те, что прибыли на нижегородскую землю.

— Кроме Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, куда еще в Беларуси вы бы посоветовали отправиться паломникам?

— Еще один духовный центр Беларуси — Свято-Успенский Жировичский монастырь, который в 2020 году отметил свое 500-летие и 550-летие со времени явления Жировицкой иконы Божией Матери. Здесь я принял монашество. Можно посетить и другие знаковые места. К примеру, место упокоения святой блаженной Валентины Минской, которая, будучи прикованной к постели более 30 лет, помогала страждущим людям, приходившим к ней за помощью и утешением. В Беларуси множество и других святынь, которые дороги сердцу любого православного человека.

Беседовала Оксана Москвина
Версия для печати Надежды Муравьевой

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.