Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Епархиальные новости > Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Верное прочтение нашей истории невозможно без знаний о православии»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (160) 11:48, 5 марта 2019

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Верное прочтение нашей истории невозможно без знаний о православии»

13 февраля в Нижегородской духовной семинарии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий встретился с преподавателями истории школ и других общеобразовательных учреждений, находящихся на территории области. Выдержки из его выступления мы предлагаем сегодня нашим читателям.

— Начиная серию встреч с учителями, хотел бы объяснить их мотивацию. Для всех здравомыслящих людей тема молодежи сейчас является животрепещущей. Когда мы ее обсуждаем, то говорим о множестве проблем. И, как правило, люди ищут их истоки во внешнем факторе: кто-то виноват… Кто-то, а не мы с вами. Но виноваты именно мы: семья, школа, информационное пространство, культурное сообщество, и Церковь, наверное, тоже где-то недорабатывает. В результате имеем то, что имеем.

Весомым аргументом против негативных явлений, важным моментом в воспитании может стать знание настоящей истории нашей страны. По моему личному мнению, не претендующему на абсолютную истину, у нас написана не совсем верная история русского государства. Речь идет не об ошибках или искажении фактов. Все дело в ее прочтении.

Выбор Александра Невского

— Вспоминаю свои детские и юношеские годы. Я, с одной стороны, любил русскую историю, но, с другой, мне это было неинтересно. То есть порыв изучать, читать был, но, прочитав, я охладевал… И не понимал, почему. Только учась в духовной семинарии, осознал, в чем здесь проблема. История в советском прочтении сильно усечена. Видимо, я, человек верующий, чувствовал некое несоответствие, будто что-то недоговаривается.

Ведь история государства Российского на 50–70 процентов, в некоторые периоды почти на 100 — это история Русской Православной Церкви. А в советский период ее вымарали, убрали из учебников. Огромную территорию в одну страну собрала именно вера православная. И вдруг детям стали говорить, что вера — мракобесие. Однако в 1941 году Иосиф Виссарионович обратился к народу именно: «Братья и сестры». «Дорогие товарищи» уже не срабатывало. Вот почему подлинное прочтение истории — важная составляющая национальной безопасности страны. А без понимания значения православия в жизни наших предков многие моменты остаются неясными.

Скажем, Александр Невский. Кто он? Глава государства, полководец, дипломат. И святой. Но он воевал, он убивал людей на поле брани, был одним из самых дисциплинированных данников Орды! Почему его канонизировали? Человеку, далекому от церковной жизни, это совершенно непонятно. А мы знаем, что великий князь Александр Ярославич всю жизнь занимался одним — защитой православной веры. Он не заключил союз с католиками (казалось, это было вполне естественно: они тоже христиане), а предпочел платить дань иноверцам — татаро-монголам. Почему? Потому что им от Руси нужно было лишь материальное — деньги, дань. Запад же покушался на мировоззрение. А князь сознавал, какие печальные последствия для Руси может иметь отход от веры. Два страшных примера последствий этого мы пережили в XX веке: в 1917-м и 1991 году. Как прозорлив был Александр Невский!

В наше время делается новая попытка переформатировать сознание народа. И сейчас Запад хочет подогнать нас под свои «каноны», говоря, например, что если мы не признаем однополые сожительства, эвтаназию и тому подобные порочные вещи (которые совершенно несовместимы с православным мировоззрением), то мы не демократическая страна. А ведь третьего цивилизационного сбоя Россия может не выдержать.

Сон гражданина Минина

— До революции знали трех спасителей Отечества: Минина, Пожарского и Патриарха Гермогена. После 1917 года последнее имя выбросили из истории. Но именно его послания с призывом к защите России дошли до Троице-Сергиевой лавры, а потом до Нижнего Новгорода. Важный момент: за период Смутного времени у нас в два раза сократилась численность населения: было 12 миллионов, стало шесть. Мы друг друга убивали. А элита настолько прогнила, настолько была коррумпирована, что готова продать Родину за полушку, посадить поляка на царский престол. Но Патриарх был против. Так они заперли его в Чудовом монастыре и уморили голодом. За то, что он отказался быть предателем!

Но почему именно Минин обращается к нижегородцам? Ведь много было уважаемых людей. Преподобный Сергий трижды являлся ему во сне, велел собирать ополчение. Небо его призвало! А какова мотивация нижегородцев отдавать на это деньги? Москва далеко (тогда это какая-то тьмутаракань была, не то что сейчас — несколько часов на поезде), тем более там столько предателей сидит. Да вера в опасности! Патриарха замучили, католика на престол сажают. Бог нас всех накажет и оставит, если не пойдем спасать Москву.

И нижегородцы понимали, что, скорее всего, они проиграют, даже Пожарский сомневался. И они берут — как знамя, как заступление — Казанскую икону Божией Матери. Уже не полагают упование ни на воинов, ни на деньги, только на Бога и Пресвятую Богородицу. Поэтому 4 ноября — это тоже день Победы, как и 9 мая. Более того, в 1612 году мы одолели не просто внешнего, а в большей мере внутреннего врага — разделение внутри нации. Об этом мы говорим на уроках?

На что не решался Дмитрий Донской

— Куликовская битва, преподобный Сергий… В это же время была другая битва — на Косовом поле в Сербии. Для нас Куликово поле стало символом победы и славы, а для сербов Косово поле — полем скорби.

Мы должны были проиграть, но — разбили ордынцев: у нас был преподобный Сергий. Через него мы призвали благословение Божие на ратный подвиг. Это не просто высокие слова.

Что мы должны здесь понимать? Дмитрий Донской очень чтил этого старца, отшельника, затворника, исихаста. Нижний Новгород, кстати, в то время чуть не стал точкой гибели Руси. Я имею в виду распрю между князьями Дмитрием и Борисом Константиновичами. И преподобный Сергий идет сюда, решает проблему и примиряет Москву с нижегородцами. Идет пешком в Рязань, которая собирается воевать с Москвой. Он умягчил сердце Олега Рязанского и призвал его просить вечного мира у Москвы.

Князь Дмитрий взял благословение на Куликовскую битву у преподобного Сергия Радонежского, мы это знаем. Но часто не задумываемся, по какой еще причине он приезжал к святому. У Дмитрия Донского была гораздо меньшая дружина, чем у врага. И не все были обученными ратниками, люди пришли отовсюду. Князь понимал, что, скорее всего, проиграет и почти никто из тех, кого он собрал: юношей, зрелых мужчин, стариков — не вернется живым. Он должен фактически всю нацию послать на смерть! И сам не решался. А старец берет на себя ответственность. И дает князю двух монахов, которые раньше были воинами. И непобедимый Челубей лишается жизни от руки Пересвета, в монашестве Александра. Это тоже была мощнейшая духовная и психологическая победа.

Или 1812 год. Почему крепостные стали уходить в партизаны? Ведь все равно кто барин, что француз, что русский… Российское дворянство даже изъясняется по-французски. А русский — это язык черни. Но когда французы Божии храмы стали использовать под конюшни, а на иконах мясо рубить (доска-то хорошая), русские люди сказали: «Ого… слуги антихриста». Понятно, патриотизм никто не отменял, но главным была защита веры православной.

Вот как формировалась история нашей земли. Вот насколько важно прочтение истории государства Российского с точки зрения православия.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.