Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Молниеносный
«Ведомости Нижегородской митрополии» 5 (275) 12:08, 12 марта 2024

Молниеносный

Пророческий феномен Илии

Период разделенного царства на Иудейское и Израильское в биб­лейской истории считается периодом особого пророческого служения. Чем нечестивее становился богоизбранный народ, тем с большей силой раздавался голос Господень из уст пророков.

Одним из величайших пророков и первым девственником Ветхого Завета был святой Илия, чья жизнь описана в 3-й и 4‑й книгах Царств. Он появляется в ветхозаветной истории подобно молнии, его обличающие слова и знамения поражают своей силой и величием. Идолопоклонство и нравственная распущенность достигли тогда необычайного размаха, так что словесные увещания уже почти не затрагивали разум и совесть заблудшего народа и его нечестивых правителей, поэтому и вразумлял Илия знамениями грандиозными и весьма осязательными.

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской, на северо-западе Иордании, в колене Левиином за 900 лет до воплощения Бога Слова. Святитель Епифаний Кипрский сообщает о его рождении такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Данное младенцу имя означало «Мой Бог — Господь (крепость Господня)».

С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению во времена самого нечестивого израильского царя Ахава, Илия стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия.

Засуха за идолопоклонство

В то время израильский народ поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел еще нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена Ахава язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк объявил ему, что в наказание три с половиной года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступили засуха и голод по всей земле.

Засуха была тягчайшим испытанием для земледельческого народа, но именно такое наказание было определено Господом в Законе Моисеевом за поклонение иным богам. Кроме того, засуха посрамляла Ваала, олицетворявшего в глазах язычников производительную силу природы, и Астарту, богиню земного плодородия.

Одна из множества вдов

Видя страдания людей, Господь по Своему милосердию готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному богопочитанию. Сохраняя Илию от рук Иезавели, во время бедствия Он послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пророку пищу, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в другое государство — Сарепту Сидонскую, к благочестивой бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти.

«Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк 4:25–26), — сказал Христос фарисеям, подчеркивая постоянную немощь веры еврейского народа. То есть не нашлось во всем богоизбранном народе достаточно благочестивого человека, чтобы направить к нему пророка. И не только в Израиле, но и в соседней благоверной Иудее не обрел Бог место покоя для своего служителя.

По просьбе пророка вдова приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка мука и масло с тех пор не истощались в ее доме на протяжении всего голода. Великий пророк сотворил и другое чудо — воскресил ее умершего сына.

Чей Бог истинен

По прошествии засухи Господь вновь послал пророка к царю Ахаву. Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала и Астарты и предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — для служения истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Ваала: они взывали к идолам с утра до вечера, но напрасно: небо молчало. Вероятно, в другое время все эти служители и могли совершать разнообразные «знамения» и «чудеса», но сейчас, в присутствии явной силы Божией, вся бесовская мощь поникла, обессилела и упразднилась. Демоны отошли, и ничего не происходило. В стороне стоял святой Илия и потешался над жрецами Ваала, скачущими вокруг жертвенника: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!»

К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждаю­щихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!» Тогда Илия повелел народу истребить всех жрецов Ваала и Астарты и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Отчаяние и встреча с Богом

Несмотря на величайшее чудо Божие, в тот же день Иезавель приказала убить Илию в отместку за казнь своих лжепророков. Никто не вступился: ни плакавший после этих чудес Ахав (3 Цар 18:45), ни народ. Огрубевшие сердца. Илия бежал в Иудейскую пустыню и, скорбя о своем бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога смерти. «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих», — говорил он. Суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние: ему казалось, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать свою веру в Единого Бога.

Столп веры и благочестия, Илия отнюдь не был сверхчеловеком. Он такой же, как все мы, — нуждающийся в пище и питье, томящийся унынием и печалью. И милосердный Господь Сам утешил его. На горе Хорив, где он поселился в пещере, после 40-дневного поста великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога.

Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему «в тихом ветре» (3 Цар 19:12) и открыл, что Он сохранил 7000 верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илии на Елисея, избранного пророком после него. Господь повелел Илии помазать (посвятить) Елисея на пророческое служение.

За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо. Елисей стал свидетелем его восхождения как бы в огненной колеснице, и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

Подготовил протоиерей Александр Зуев

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.