Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Молодой батюшка: путь к священству
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (61) 15:53, 15 января 2015

Молодой батюшка: путь к священству

SAM_23905Все больше молодежи приходит в храмы. Кто-то зашел — и ушел, а кто-то потом уже не мыслит своей жизни без православия. Приходы несомненно молодеют. Причем вместе с пастырями. И это — результат огромных трудов Матери Церкви. У иерея Филиппа Измайлова, клирика церкви в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского, что в поселке Дальнее Константиново, за плечами пять лет священства. Маленький юбилей. Сегодня мы вместе с ним рассуждаем о том, как приходит решение пойти этим радостным путем и как понять, твое ли это призвание.

Первое благословение

— Конечно, имеет значение среда воспитания. Но, — уточняет наш собеседник, — даже будучи подготовленным к такому ответственному поступку, решиться посвятить себя пастырскому служению непросто. С принятием священства человеку открывается такой широкий духовный мир православия, о котором он и не догадывался. Меня предупреждали, что будет нелегко, что будет мало свободного времени, но какой окажется реальность, я не мог и представить.

Бабушка отца Филиппа из родовитой семьи священнослужителей, ее брат и племянник тоже пошли по этому пути. Таких династий осталось немного. Еще реже можно встретить человека, который реально чувствует молитвенную помощь своих предков-священнослужителей.

— Я осознаю, — говорит отец Филипп, — большую ответственность продолжить эту стезю моего рода.

Нравственный ориентир молодого священника — прадедушка, архимандрит Макарий. Сначала прадед был священником, служил на приходах Новосибирской епархии. Претерпел много притеснений от советской власти. После смерти своей супруги матушки Валентины принял монашеский чин и стал архимандритом. Незадолго до смерти он благословил правнука. Эта последняя встреча оставила в душе будущего батюшки яркий след.

Омар Хайям и отцовский принцип

— Мой папа, — вспоминает священник, — живет по принципу «зато», находя положительную сторону в любых обстоятельствах. Например, проспал — зато выспался. Попал в аварию — зато жив остался и вспомнил, что главное, а что второстепенное в нашей жизни. Застрял в пробке — зато успел дослушать аудио-книгу… Этот принцип не дает мне унывать и очень помогает в жизни.

А мама всегда говорила: «Тело наше — осел, его нужно понуждать и не расслабляться. Иначе пороки и страсти будут прилетать, как мухи на остывший котелок с вареньем». Мама любила цитировать Омара Хайяма: «Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало». Эту пословицу я больше отношу к информации, которую мы потребляем, потому что «человек есть не только то, что он ест, но и то, что смотрит, слушает, читает…».

Второе благословение

У молодого батюшки, складывается такое впечатление, все сложилось гармонично, правильно. После общеобразовательной школы сразу поступил в семинарию. В конце обучения обзавелся семейством. Сразу после духовной школы принял сан. Никаких проволочек, никаких колебаний.

— На самом деле, — замечает отец Филипп, — не все было так гладко. Не обошлось без искушений, через которые человеку нередко дается пройти перед рукоположением. Но, милостью Божией, все позади.

Среднюю школу священник окончил в Германии. И когда встал вопрос, возвращаться в Россию или остаться, он предпочел первое и отказался от гражданства Германии. Многих тогда удивил его отъезд из благополучной Европы, но для будущего священника выбор был уже сделан.

— Свои духовные корни, — объясняет отец Филипп, — я всегда видел здесь, в России. Хотя о Германии у меня очень теплые воспоминания. Я жил в этой стране с 11 летнего возраста. Отсюда совершил первую паломническую поездку на Афон. На Святой горе меня просто поразил дух неосуждения, мира и любви, который я увидел в монахах.

Там он и решил поступать в духовную семинарию, прибыв прямо из Берлина в Нижний Новгород.

К тому времени его семья переехала в Нижегородскую область, в село Дивеево. Отец Филипп обрел духовного наставника в лице игумена Леонида (Грошева), насельника Благовещенского монастыря, который благословил молодого человека на учебу в Нижегородской семинарии.

Духовная школа

— В семинарию я шел, — продолжает наш собеседник, — прежде всего с намерением стать человеком. Хотел получить духовное образование, почерпнуть знания о том удивительном мире, который мне открылся в Церкви. И мои ожидания оправдались. Забота о семинарии со стороны нашего архипастыря, тогда еще епископа Георгия, ощущалась во многом. Обеспечивая материальное благополучие НДС, владыка неустанно заботился о нашем духовном просвещении, приглашая в семинарию опытных преподавателей. Встречи с интересными людьми очень обогатили нас.

Знакомство с богослужением, осознание себя частью Тела Христова, изучение святых отцов привело молодого семинариста к мысли стать священнослужителем. Однако есть примеры, когда молодые люди поступают в семинарию и разочаровываются. Что же происходит?

— В семинарии человек преодолевает путь от какой-то первоначальной, восторженной веры к вере сознательной. Видит порою, что в Церкви нет такой святости, какую, быть может, он предполагал. Ее члены — обычные люди с присущими им слабостями. Вот этот факт некоторых отталкивает, — размышляет отец Филипп. — Но очень важно понять, что Глава Церкви — Христос, и Церковь свята Христом, а не мной или бабушкой Машей, соседом Васей.

— Для меня были испытанием первые сочинения о том, что мы понимаем под духовностью, — вспоминает отец Филипп. — Я писал обо всем, что тогда меня наполняло: о посте, поклонах, жертвенных подвигах… Но впоследствии понял, что духовность — это ответственность за свою жизнь и за жизнь окружающих тебя людей. Это путь ко Христу, жизнь во Христе. И жизнь эта может быть только динамичной. Если мы останавливаемся, мы неизбежно катимся вниз. Здесь очень легко сойти на путь недовольства и ропота.

— Мой принцип жизни, которого я пытаюсь придерживаться, — слова апостола Павла: «Всегда радоваться и за все благодарить» (1 Фес 5: 16–18), — поясняет батюшка. — Потому что такая жизненная позиция помогает обрести настоящее счастье. Следуя этому принципу, человек принимает все, что с ним происходит, как из рук Божиих, и благодарит за все, что заботливый Господь попускает для нашей духовной пользы. Так жить легче. Трудишься в меру своих сил, доверяешь Богу и чувствуешь Его поддержку. Это доверие Богу делает тебя свободным, спокойным, умиротворенным, дает тебе опору.

Семейный очаг

Многие семинаристы находят себе супруг в стенах Нижегородского православного женского духовного училища. История отца Филиппа и матушки Анны — не исключение.

— На втором курсе, — рассказывает священник, — я познакомился с моей будущей матушкой Анной в храме святого пророка Иоанна Предтечи. На Троицу я исполнял послушание пономаря, а она убиралась в храме и звонила в колокола. После этой встречи началась наша дружба.

Первое время мы часто играли в волейбол. Владыка Георгий подарил студентам семинарии волейбольный мяч, с которым мы и отправились в женское духовное училище. Постепенно круг редел: студенты разбивались по парам.

Такие вот совместные мероприятия, праздники и богослужения — замечательная возможность найти себе единомышленника в лице будущей супруги, получившей духовное образование. Потому что легче жить с человеком, разделяющим твое миро­воззрение.

— Я благодарен Богу, — говорит отец Филипп, — что Он мне послал матушку, которая всегда готова меня поддержать и ободрить. Когда мне бывает тяжело, она может обнять меня и сказать: «Все будет хорошо, не переживай». Действительно, мир меняется к лучшему. Очень важно, несмотря на загруженность, находить время для семьи, для своей супруги, разговаривать с детьми, подбрасывать малышей к потолку, вместе читать книжки… Именно семья, атмосфера царящей в ней любви дает силы для служения.

А еще батюшка черпает силы в классической литературе.

— Полезно бывать регулярно один на один с самим собой. Читать не только духовную литературу, но и классическую, хорошую современную. Она дает нам образы благородной и возвышенной личности. Имея хотя бы один день в неделю, когда я могу почитать что-то для себя, я тем самым заряжаюсь творческой энергией на предстоящую седмицу. Это, конечно, кроме основного ежедневного обращения к Богу о помощи и поддержке.

Служение

По окончании семинарии отец Филипп выучился еще и в Мининском университете, на факультете теологии, и таким образом получил два образования: светское и духовное. После ставленнической комиссии его рукоположили. Молодой священник говорит о том, насколько важно было для него приобщится к этому таинству:

— Будучи диаконом, я не представлял всех особенностей и сложностей священнического служения. Они открылись мне, лишь когда я был рукоположен.

Случалось, порой на проповеди я говорил о том, чего и не предполагал от себя услышать. В такие моменты я и сам со вниманием слушал себя. Чувствовал, что это Господь в какой-то мере руководит мной, используя те способности, которые есть во мне. Осознание того, что это не моя заслуга, а рука Божия, очень ободряет, но и устрашает, потому что ты понимаешь ту ответственность, которая ложится на твои плечи за жизнь и судьбы людей, обращающихся к тебе за духовным советом.

Как строятся отношения в среде духовенства со старшими собратьями-пастырями и что чувствуется со стороны епархиального начальства?

— Наши старшие собратья, митрофорные протоиереи, очень поддерживают молодых священников. Для меня всегда примером ученого мужа являлся отец Александр Мякинин. Образец энергии и самоотверженного служения, разумности и рассуждения — отец Владимир Гофман. Под его началом мне довелось трудиться на большом приходе святителя Николая в Автозаводском районе. Служить было очень радостно, потому что в отце Владимире я видел заботливого пастыря о духовных овцах. Видя рядом таких людей, воодушевляешься и тоже стараешься трудиться во славу Матери Церкви и во благо нашего Отечества.

Напутствие молодым

— Для тех, кто собирается поступить в семинарию или только что поступил и размышляет о своей жизни: нужно понять, желаешь ли ты на самом деле послужить Христу и Церкви? Желаешь ли помочь людям, окружающим тебя, прийти к Богу, познакомиться с Ним, стать духовно богаче и спасти свою душу? Хочется ли поделиться этой радостью встречи со Христом с ближним?

Потому что если у пастыря не будет этого огонька, то тщетно ему говорить даже о самых возвышенных материях — он не будет услышан. Важно, чтобы то, о чем он говорит, было в его сердце. Ведь священство — это не профессия, а образ жизни. Священник должен являть пример нравственной жизни как для членов своей семьи, так и для всех людей, с кем имеет общение. Это нелегкая задача — постоянно находиться в духовном напряжении: читать, думать, молиться, меняться, помогать в этом другим.

Пусть стимулом нам будет хорошая русская пословица: «Кто жалеет людей — тот у райских дверей».

Беседовал Дмитрий Романов
Подготовил к печати Павел Молоштан

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.