Человек-эпоха, ученый и проповедник — такими словами можно охарактеризовать святого Филарета Московского. Он оказал серьезное влияние на духовную жизнь русского народа и написал ценные письменные труды, которые не утратили своей актуальности поныне. А его проповеди были так прекрасны и глубоки, что современники называли святителя Московским златоустом.
У каждого православного христианина в России на книжной полке стоит русский литературный перевод Библии, который появился стараниями Библейского общества, основанного святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Все книги Священного Писания выходили в годы его жизни под его благословением и контролем. Одного этого факта вполне достаточно, чтобы громогласно войти в историю Церкви, однако деяния святителя широко охватывали жизнь России середины XIX века.
Став в 29 лет ректором Санкт-Петербургской духовной академии, святитель Филарет начинает составлять развернутый православный катехизис, который и по сей день, несмотря на архаичный для нашего времени слог, непревзойден в точности фраз, определений и формулировок. Вариантов «Катехизиса» довольно много, но именно труд святителя Филарета излагает догматы и канонические правила нашей веры во всей полноте, именно его изучают воспитанники и студенты современных духовных школ.
Великий архипастырь был уважаем не только в церковных кругах, но и пользовался доверием у государственных деятелей. Ни одно важное политическое событие в империи не обходилось без его участия. Так, он стал автором Манифеста об освобождении крестьян от крепостного права, написание которого ему доверил царь Александр II.
Святитель вел переписку с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Василием Жуковским, Федором Тютчевым. Общение с ним ценил даже такой вольнодумец, как Петр Чаадаев. Иностранные послы считали своим долгом, оказавшись в Москве, лично представиться святителю, хотя это и не входило в официальный дипломатический церемониал. Он в совершенстве знал немецкий, французский, греческий, латинский языки, был одним из немногих в тогдашней России знатоков иврита.
За полвека, пока Московскую святительскую кафедру возглавлял митрополит Филарет, в городе несколько раз свирепствовала эпидемия холеры. Несмотря на высокую смертность, храмы не закрывались. Священникам было поручено обходить дома своих прихожан, чтобы исповедовать и причащать желающих. Вдобавок святитель учредил Московский архиерейский временный комитет помощи нуждающимся, который собирал пожертвования для помощи больным, их семьям, семьям умерших.
Всякий раз, когда город оказывался во власти холеры, святитель Филарет возглавлял молебны «о предохранении от губительныя болезни» и неизменно обращался к пастве с наставлением. В одном из своих писем он писал: «Напрасно более боятся молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась».
К лику святых митрополита Филарета причислили в 1994 году. Сейчас именем владыки называют духовные учебные заведения, в его честь освящаются престолы в храмах. Изначально святитель Филарет был погребен в любимой им Троице-Сергиевой лавре. Однако в 2004 году его мощи перенесли в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают и ныне.
Подготовила Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.