Можно ли быть нравственным человеком и не быть при этом христианином? Бывает ли подлинная нравственность без Бога? Кажется, что ответ на этот вопрос очевиден, но стоит дойти до конкретных примеров и ситуаций — как относиться к эвтаназии, может ли быть ложь во благо или убийство ради справедливости, как становится понятно, что единого мнения тут нет, да и быть не может. Зато разнообразие ответов на этот вопрос позволяет о многом задуматься как верующим, так и атеистам.
Роман Гоголев, историк:
— Есть даже такое понятие — «нравственный атеист». Полагаю, что нравственные атеисты 30–50-х годов были чистоплотнее, порядочнее и, пожалуй, возвышеннее многих из тех, кто сегодня причисляет себя к христианам. Достаточно обратиться к советским фильмам, чтобы понять, какие модели поведения считались приемлемыми и примерными. Важнее, на мой взгляд, вопрос — почему или зачем человек принимает на себя некоторые нормы нравственности и морали как единственно возможные. Вот тут и вступает в дело религиозный фактор. То есть мотивы нравственного поведения могут быть религиозными, но не православными. Человек может верить в добро, в прогресс, в коммунизм… Ну, или может быть каким-нибудь атеистическим экзистенциалистом, который героически остается нравственным, несмотря на полную бессмысленность этого. Выглядит все очень театрально и картинно, нельзя сбрасывать со счетов некоторую романтико-героическую рисовку и прочее… Некоторые люди нравственны, поскольку для них важно, что «скажет княгиня Марья Алексевна», они стремятся в любой ситуации сохранить лицо и некоторую репутацию, мало задумываясь зачем. Достоевский прав в том, что если «Бога нет, то все дозволено», но рамки законов и общественной морали удерживают «социальное животное» различными мотиваторами благополучия и покоя. То есть, нравственный человек без православия возможен, но в 90 процентах случаев его религиозность будет конвертирована в какой-то комплекс умозрительных и априорных идей, в исключительных случаях возможны и просто «твари дрожащие», которые настолько обленились, что не успевают грешить (пришел с работы, а там телевизор, утром встал, снова на работу, так вот никого и не убил за 50 лет), но и добродетельных поступков такие люди не совершают. Резюме: для нравственного поведения всегда необходима мотивация.
Иеромонах Лаврентий (Собко):
— Тут нужно начинать с определения нравственности. Она же по-латински мораль — от «морес» — обычай. Человек — существо социальное, без социума — это маугли (реальный, а не из сказки). Обычаи везде разные. Итого — человек может, например, приносить детей в жертву молоху (или делать аборты) и быть вполне религиозным и высокоморальным (то есть его поведение соответствует обычаям, и окружение одобряет). В нашем обществе нерелигиозный человек, в большинстве своем, пока еще моральный, так как вырос в христианском контексте, но планка постепенно снижается, так что сложно сказать, будет ли его нравственность христианской.
Ольга Хожайнова,
многодетная мама:
— Религиозный человек может поступать безнравственно, и, наоборот, нерелигиозный быть нравственным, в этом мы все равны: постоянно падаем, встаем. Разница лишь в том, что религиозный все-таки больше понуждает себя.
Людмила Журбицкая,
художник-дизайнер:
— И верующие, и просто религиозные люди могут совершать безнравственные поступки, причин и следствий тому море. При этом нравственный человек, не причисляющий себя ни к какой религии, может быть уже на пути к вере.
Божии заповеди, Евангельские истины, даны людям, чтобы они ориентировались на них и вели себя соответственно им. Христианин должен стремиться к идеалу, в этом его духовная тяжелая работа. Но нравственные вершины и идеалы могут быть заложены и в неверующего человека — например, родителями, которые хоть и не говорили о Боге, но жили праведно, или он сам может дойти до них, ища созвучные душе, которая по сути христианка, и таким образом выбрать правильные ориентиры. Может быть, в роду у него были верующие, и нравственность передается из рода в род. Но если нравственный нерелигиозный человек начнет воинственно возводить хулу на Духа Святого, от добродетелей его ничего не останется, у агностика в таком случае больше шансов.
Протоиерей Андрей Самсонов,
секретарь Лысковской епархии:
— У меня в жизни был случай, когда я с группой паломничал по Святой земле. В один из дней возникла дилемма: появилась возможность поехать на Мертвое море, и часть группы захотела поехать, а часть — нет. После долгих споров все же решили отправиться туда. И вот когда мы уже приехали, выяснилось, что поездка платная и недешевая — 20 долларов. И тут та часть, которая не хотела ехать, начала паниковать, в результате весь автобус паломников перессорился между собой. А пока творилось все это безобразие, наш водитель, араб-мусульманин, просто, молча, пошел и заплатил за всех из своего кармана. И никому ничего не сказал. К счастью, позже это открылось, мы устыдились и возместили ему деньги, но этот урок запомнился навсегда. К чему я это вспомнил? Соглашусь, что православному человеку не надо объяснять, почему нужно быть нравственным. Но при этом мое личное убеждение, что высоконравственным может быть любой человек, невзирая на религиозные убеждения. Есть правило, которое сформулировано в Евангелии: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7:12). Оно действует и для нас, и для людей других религий, и для неверующих. Главное, чтобы человек прислушивался к своей совести. Ведь совесть — это голос Бога в сердце каждого из нас, совет от Бога. Следуя ему, любой может поступать нравственно и быть примером для других.
Сергей Голубев,
катехизатор:
— Фарисей был и нравственный, и религиозный, а мытарь никакой, но после своего покаяния ушел более оправданный, нежели фарисей. Понятия нравственности и религиозности давно сформулированы в Священном Писании. По мне, так одно из другого вытекает. Но когда представления о нравственности диктует не Евангелие, а современное общество, то неизбежны перекосы, и тогда черное может назваться белым, а белое — черным.
Мария Сидоренко, пенсионерка:
— Конечно, может! Еще Эммануил Кант писал, что его больше всего восхищают «звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Более того, нравственность атеиста или агностика имеет большую ценность, так как она абсолютна и не зависит от страха перед Богом, в отличие от нравственности религиозного человека, который, во-первых, боится Бога, а во-вторых, надеется на награду в последующей жизни. И я знала абсолютно чистых и нравственных нерелигиозных людей. Мне кажется, мотивация для нравственного поведения очень проста: мне так удобнее и комфортнее, «душа на месте». Другой вопрос, что понятие «нравственность» у каждого своe. В рамках одних понятий, например, допустимы и нравственны ситуации, когда можно ограбить. Или украсть. Или даже убить. При определенных обстоятельствах, конечно. В то же время и с точки зрения закона, да и, наверняка, с точки зрения большинства людей, это недопустимо никогда. Есть много различий: в христианстве нравственно «подставь другую щеку», в иудаизме — «око за око, зуб за зуб», а в исламе — «убей неверного» (который тебе ничего плохого не сделал), а в индуизме — «вообще никого не убей», даже комара, который жалит тебя, так что критерии нравственности у религиозных людей тоже весьма различны.
Подводя итог дискуссии, хочется привести слова знаменитого апологета христианства Клайва Льюиса: «Желание «быть хорошим без Христа» зиждется на двух ошибках. Во-первых, это вам не под силу, во-вторых, это не цель вашей жизни. Нельзя взобраться самому на высокую гору праведности, но если бы мы и взобрались, мы бы погибли во льдах и разреженном воздухе. Начиная с определенной высоты, не помогут ни ноги, ни топорик, ни веревка. Нужны крылья; дальше придется лететь».
Подготовила Татьяна Фалина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.