Бывает, какой-нибудь вопрос сформируется в сознании. Ты его носишь, размышляешь, создается благоприятная ситуация или беседа: тема раскрывается. А бывает, какой-нибудь вскочит на язык и не дает покоя. Что терпеть? Подойдите к батюшке, напишите батюшке, позвоните батюшке. Церковь открыта всем. А в нынешнем номере на подборку интересных вопросов отвечает иерей Виктор Дудкин, главный редактор СМИ Нижегородской епархии.
Можно ли заразиться какой-либо инфекцией через Святое Причастие, ведь там используется общая ложка?
— Не знаю случаев из приходской жизни, когда кто-нибудь заразился чем-либо, принимая за Богослужением Тело и Кровь Христовы. И для меня лично потребляемая Чаша ни разу не стала источником инфекции. Если бы такая проблема была — у нас бы просто исчезло духовенство и сама Церковь.
Вопрос этот часто возникает лишь по одной причине: недостаток веры в человеке, а отсюда и боязнь заразиться какой-нибудь болезнью. Будем молиться о даровании веры, чтобы побороть наши необоснованные страхи.
Допустимо ли ребенку дома играть в богослужение?
— Знаете, бывают игры развлекательные (что, само собой, хорошо), а бывают игры осмысленно серьезные. То есть ребенок так серьезен в своей игре, что забывает обо всем. Игра очень сильно отражает внутреннее устроение души и направление мысли дитя. И если игра в богослужение — это порыв души, а не кощунство и веселье (а это сразу видно), то это допустимо. Это своего рода детская молитва. Чистая и непосредственная. Взрослого молитвенника не всегда застанешь в таком молитвенном состоянии. Конечно, во всем нужно знать меру. И если такая игра принимает вид шалости, ее немедленно нужно прекратить.
Что можно делать в церкви еще не крещеным, но собирающимся креститься людям? Можно ли посещать богослужения, молиться, петь?
— Собирающихся креститься, но еще не крещеных людей раньше называли оглашенными. Это те, кто, услышав проповедь Евангелия, публично заявили о своем намерении стать христианами и готовятся принять таинство Крещения. Перед Крещением проходила определенная подготовка — катехизация (научение вере). Сейчас традиция катехизации у нас восстанавливается и уже приносит свои явные плоды — люди приступают к таинству осознанно, с пониманием и представлением, как строить свою жизнь по Закону Божию. Во время подготовки ко Крещению человек может молиться в храме и участвовать в богослужениях, в том числе и в Божественной литургии (до литургии верных), но пока он не стал членом Церкви, он не может приступать к таинствам. О некрещеных не подают записки для поминовения — молиться о них можно в своей «частной», домашней молитве.
Что такое заочное отпевание и чем оно отличается от очного?
— Отпеванием называется чин погребения усопшего. Существуют разные чины — для погребения мирян, духовенства, монахов, а также для крещеных младенцев. И у них есть отличия, отражающие статус покойного.
К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри. В день похорон почившего доставляют в храм Божий, совершают чин отпевания, и похоронная процессия с пением молитв отправляется на кладбище. Здесь над свежей могилой совершается лития. Этот благочестивый порядок ныне известен только людям глубоко воцерковленным, постоянно посещающим храм Божий. И они стремятся проводить дорогих им усопших «в путь всея земли» так, как учит Православная Церковь.
Большинство наших соотечественников, увы, не зная этого, большие деньги и силы тратят на приобретение дорогих гробов, на устроение шумных, пьяных застолий — поминок, что не только не приносит пользы страждущей душе покойного, предстоящей Богу, но и даже вредит ей. А чтобы все-таки исполнить свой духовный долг перед усопшим, в храм отправляется кто-то из родственников или даже знакомых, чтобы заказать так называемое «заочное» отпевание. В этом случае чинопоследование совершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю. Землю эту родственники переносят на кладбище, где и рассыпают над могилой покойного. Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают свое полное безразличие к покойному, к его загробной участи.
Как появилось заочное отпевание? Увы, до сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь в ХХ веке. Храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были лишены духовного окормления. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители с благословения священноначалия совершали так называемые «заочные отпевания». В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой. Но сегодня мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной Церкви. Храмы Божии открыты повсеместно, мы можем совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный Устав.
Совершение «заочных отпеваний» может иметь место только в особых случаях. Например, во время войны родственники не только не могут иметь возможности участвовать в погребении своего погибшего сродника, но подчас не знают даже и о месте его захоронения, имеют только уведомление о смерти. В этом случае «заочное отпевание» благословляется Церковью и может быть совершено. Оно имеет место быть и в том случае, когда человек находится в многолетнем безвестном отсутствии и факт его смерти устанавливается судом. Но, к нашему глубокому сожалению, «заочные» отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия.
Мы должны честно сказать себе, что совершение «заочного» отпевания, если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и черствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало.
Подготовил Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.