В марте 1927 года была закрыта Саровская обитель, но к святым местам продолжали стекаться паломники. Последний крестный ход в советские годы здесь состоялся в 1947 году. На месте монастыря развернулось предприятие, работавшее на нужды военной промышленности, которое стало базой для КБ‑11. Но и на режимной территории, где, как и во всем Союзе, распространялось богоборчество, продолжала созидаться духовная жизнь. Исторический материал и воспоминания местных жителей о том времени собрал саровчанин, сотрудник РФЯЦ–ВНИИЭФ, в 2000–2003 годах заместитель председателя приходского совета храма в честь Всех святых Михаил Чумак.
Против религиозной идеологии
В апреле 1949 года в стенах храма, освященного в 1903 году в честь преподобного Серафима Саровского, открылся городской театр, и церковный алтарь был превращен в подмостки. Печально отозвалось в сердцах верующих людей разрушение в 1951 и 1954 годах двух величественных соборов на монастырской площади.
В 1960 году в очередном постановлении-предупреждении ЦК КПСС говорилось: «Руководители некоторых партийных организаций не ведут настойчивой борьбы против религиозной идеологии». Во всей Нижегородской области в начале 1960‑х годов осталось лишь 48 действующих церквей. Казалось, что с «религиозными пережитками» навсегда покончено.
Конечно, и в Сарове атеизм был основой «воспитательной работы», проводимой среди жителей города партийной и комсомольской организациями, учреждениями образования, средствами массовой информации. В подавлении религиозной жизни участвовали отделы милиции и госбезопасности. Однако граждане молодого государства, воспитанные в советских семьях, продолжали по 10–30 человек собираться на молитву — у кого-нибудь в доме, в разных городских районах.
Если не верить, зачем жить?
В юго-восточной части города, у Ближней пустыньки, неподалеку от современной церкви в честь Святого Духа под старинной кирпичной аркой находился родник. До начала 1960‑х годов сюда за водой приходило множество саровчан, но власти разрушили арку и засыпали родник (вода еще долго текла из-под завалов). Тогда выше по склону холма уложили большой камень и молились там до середины 1960‑х годов, когда и это место было разрушено. В дальнейшем богослужения проводились в стоявшем по соседству маленьком деревянном доме по Автомобильному проезду, принадлежащем Марии Алексеевне Большаковой. Сюда приходило до 50 человек, большинство — женщины.
На северо-востоке Сарова (поселок Дикий) в 1955–1960‑х годах верующие собирались на богослужения в доме Ивана Ивина на улице Салтыкова-Щедрина. После смерти владельца пришлось переходить из дома в дом, тем не менее совместные молитвы продолжались. Одним из тех, кто организовывал богослужения в этом районе, был Алексей Кармишин — участник двух войн, певший на клиросе и хорошо знавший церковную службу. Алексей Федорович дожил до 94 лет. В преклонном возрасте зрение его ослабло настолько, что ему требовался помощник, но он не переставал посещать службы, читая Евангелие и акафисты по памяти. Незадолго до кончины Алексей Федорович говорил близким: «Если в Бога не верить, то зачем жить, как же быть, на что надеяться?»
Несмотря на угрозы
Дальняя пустынька — место особое для православных людей. Именно здесь преподобный Серафим совершал свои духовные подвиги. Люди шли сюда, хотя знали, что на пути могло ждать милицейское оцепление. По воспоминаниям Анатолия Кравченко, в 1970‑х годах перед Пасхой по разнарядке в такие заградительные отряды направляли и служащих пожарных частей.
В годы гонений на Церковь саровчанка Анна Васильевна Сустанова вместе с матерью принимали верующих в своем доме на улице Горького. Среди молящихся здесь была и инокиня Дивеевского монастыря Мария Гайнова. По воскресеньям она отправлялась на Дальнюю пустыньку, потом рассказывала: «Пока иду, молитвы и правило по дороге прочитаю и там с удовольствием служу».
Послужить Богу в непростое время стремились и миряне. Так, саровчанку Марию Савостину однажды забрали милиционеры, приехавшие на Дальнюю пустыньку разгонять верующих. Стращали арестом и тюрьмой, на что Мария Ильинична отвечала: «Я ходила на пустыньку и буду ходить». Она ухаживала за старыми монахинями Дивеевского монастыря, которые жили в деревне Вертьяново, принимала участие в восстановлении Троицкого собора. После открытия Дивеевской обители Марья Ильинична стала там послушницей.
В 1983 году от дома на улице Западной, принадлежащего сестрам Вере Федотовой и Александре Сазоновой, двинулся крестный ход — впервые с тех пор как город стал закрытым. Шли 1 августа, в день прославления преподобного Серафима Саровского. «Нас было немного, но в пути присоединялись новые люди. Мы уже не боялись», — вспоминает Александра Федоровна Сазонова.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.