Как вырастить ребенка настоящим православным христианином? Задача эта, на самом деле, непростая, даже если папа и мама регулярно ходят в церковь. На XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве, которые проходили в конце января, много говорилось об институте семьи и его проблемах. Отдельная секция была посвящена христианскому воспитанию. Возглавил собрание протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства и детства.
Выбирать хорошее
В Сергиевском зале Храма Христа Спасителя собрались священники, педагоги, журналисты. В начале встречи отец Димитрий обосновал важность поднятой темы. Он напомнил о том, что в XX веке в результате государственных, образовательных, идейных преобразований мировоззрение многих людей в России превратилось из христианского в советское.
— Маяковский в то время написал стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». И понятно, что то, что было хорошо для революционеров, то плохо для духовенства и других православных христиан, — сказал председатель секции. — Но то, что делали эти революционеры, стремясь к поставленным целям, выполнено было хорошо. В результате сознание многих переформатировали. Поэтому родители, которые и хотели бы воспитать ребенка в вере, часто не знают, как это сделать, поскольку сами получили воспитание советское. Вот и получается: поставить на коленочки перед иконой, перекреститься. Но этому и обезьянку можно научить… Поэтому и начинается потом: «Не пойду в храм, не хочу». То есть большинство родителей ограничивается тем, что мы именуем воцерковлением. А если оно только внешнее — это уже фарисейские дела. Надо бы понять, узнать, что у ребеночка на душе. Да трудно это… Да и времени нет. И надо понимать, что воспитывает не папа, не мама, а семья.
Лейтмотивом выступления прозвучала мысль о том, что воспитать ребенка в вере — это значит так сформировать его мировоззрение, чтобы он в своей жизни всегда стремился выбирать хорошее — добро, а не зло.
В традициях аристократии
Иерей Феодор Лукьянов, сопредседатель рабочей группы Всемирного русского народного собора по здравоохранению и защите жизни, председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни, рассказал о традициях воспитания в русской аристократической среде. По его мнению, особого внимания здесь заслуживает допетровский период нашей истории.
— Мы видим удивительные примеры христианского воспитания, не смешанные с европейскими, — сказал отец Феодор. — К ребенку с самого рождения относятся как к взрослому. Диалог начинают как с другом, как с младшим братом во Христе. Многие западные психологи сейчас пишут, что до семи лет не нужно воспитывать ребенка вообще. Но именно до семи лет мы как из глины можем лепить мировоззрение человека. На Руси воспитание было в основном семейным, а мы сейчас с семи лет стараемся переложить на школу и образование, и воспитание. Конечно, школа должна воспитывать, но не должна уходить от этого семья. То есть базовый принцип того периода — «взрослость» ребенка с самого рождения, строгая дисциплина до семи лет, а потом диалог с ним как с другом.
Еще один важный момент озвучил отец Феодор — значение отца в семье. Родителей, по сути, ребенок воспринимает как богов. Если мы не говорим им про Отца Небесного. Но наш авторитет однажды упадет. Ребенок поймет, что папа и мама тоже ошибаются. Ведь мы не можем занимать место, которое должно принадлежать только Отцу Небесному.
— То есть нужно говорить, что у нас есть общий Отец, мы идем одним путем. Просто я старше, опытнее. Если мы ошибемся когда-то, не суди строго, но слушай нас, потому что Бог дал тебя как ребенка, — пояснил священник. — А отец в семье не просто главный, но представитель Бога в семье, посол Царя Небесного. Но послы ведь бывают разные. Может, он — посол — выпивает больше, чем надо, и вообще ведет себя не очень. Но к нему всегда уважение как к тому, кто занимает определенную должность. Так и здесь: какой бы ни был папа, мудрая мама никогда не будет говорить о нем плохо. Не злословить отца — это очень важный момент и тоже старинный принцип воспитания в русских семьях.
Кстати, признаком аристократического воспитания было умение ребенка владеть собой. На этом делали акцент — ты не имеешь права показать свои эмоции, опозорить род. Ты не имеешь права перекладывать свои отрицательные эмоции на другого человека. Это достоинство, которое не стоит путать с гордыней. Все равны пред Богом. Просто одного поставили начальствующим, другого — главным в семье, и так далее. Ребенок должен это усвоить.
С точки зрения закона
Большой интерес у присутствующих вызвало выступление Ларисы Павловой, юриста, председателя некоммерческого партнерства «Родительский комитет». «Закон и христианская семья. Современные вызовы» — так назывался ее доклад.
Лариса Октябристовна отметила, что практическая возможность родителей воспитать своих детей в системе христианских ценностей, на самом деле, достаточно сложна без знания хотя бы определенных базовых положений современного законодательства. Также она заострила внимание на том, что в последние несколько лет благодаря Церкви и здоровым установкам общества на воспитание детей в целом удалось затормозить тотальное введение в России ювенальной юстиции, изменить в положительную сторону политику при изъятии детей из семьи.
— Но в школе, — сказала она, — законом определен светский характер образования, право родителей на христианское воспитание и образование не гарантируется законом. К примеру, если между родителями есть противоречия в религиозных взглядах, то вопрос сложно разрешить. Из закона следует, что если ребенок не заявит о желании изучать религию или заявит о нежелании ее изучать, то при решении вопроса во главу должно быть поставлено его мнение. И если такой спор разрешается в суде, то суд будет на стороне ребенка. И надо помнить, что даже супруги-единомышленники рано или поздно сталкиваются со сбоями в христианском мировоззрении ребенка, особенно в переходном возрасте.
Положительное движение закона в плане религиозного обучения — это запрет на вовлечение ребенка в тоталитарные секты. Если раньше нельзя было изъять его у родителей, которые являются членами тоталитарных сект, то теперь это возможно, и судебная практика это подтверждает. Лариса Павлова отметила серьезный отрицательный момент — настоящий вызов христианскому воспитанию.
— Многие не знают, — сказала она, — но законодательно закреплено право школы на охрану здоровья ребенка. Почему я акцентирую на этом ваше внимание? Создан правовой механизм реализации обязательного социального образования в школе. Прохождение медосмотров, первичная медико-санитарная помощь, научение навыкам здорового образа жизни, проведение санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий… Именно медицинская профилактика — та ниша, где возможно организовывать половое «просвещение», это, по сути, лазейка для этого. Потому что, обращаю внимание: сама школа по закону выбирает программу медицинской профилактики и реализует ее без участия родителей. Это тревожно, это дисбаланс прав и обязанностей родителей в нашем законе.
Во всех выступлениях, так или иначе, звучала озабоченность по поводу процессов детрадиционализации разных сфер нашей жизни, в том числе семьи, которым нужно противостоять.
Хотим как лучше, а получается…
Иван Павлюткин, сотрудник лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, представил на секции обобщенные данные нескольких соцопросов. Они проиллюстрировали связь семьи и религии в нашем обществе.
К какой конфессии вы принадлежите? На этот вопрос в 1991 году 31 процент жителей нашей страны ответил, что считает себя православным. Сейчас 68 и больше, по некоторым данным — до 80 процентов. Но при этом с 1991 года доля людей, которые причащаются раз в месяц и чаще, не превышает двух процентов.
— Между тем, мы знаем, — добавил Иван Павлюткин, — что растет число людей, которые ходят в храмы раз в месяц и чаще. Рост наблюдается именно среди молодежи. Но разрыв в цифрах все-таки остается.
По разводам и бракам с 1970‑х годов в России сохраняется соотношение 2:1. То есть каждый второй брак распадается. Более 40 процентов разводов происходят в первые пять лет, семь процентов — в первый год брака. Мы на первом месте среди стран цивилизованного мира. Плюс с 2004 года в России в два раза увеличилось количество сожительств среди молодежи от 18 до 24 лет.
И это при том, что люди в России очень ценят семью. Мы выделяемся по этому показателю на фоне других стран. Но слова и поступки, как мы видим, расходятся между собой. Люди просто не умеют жить так, чтобы семьи не распадались.
— У нас есть небольшая доля семей, которые можно назвать ядром семейной культуры, — отметил Иван Павлюткин. — Думаю, она не превышает трех-пяти процентов. Часто это многодетные, в том числе священнические семьи. Возможно, появление новых, где брак устойчив, связано с тем, как общается это «ядро» и «периферия». Допустим, как приход общается с другими семьями. Мы провели опрос, в котором участвовали 500 семей разной степени воцерковленности и дохода. Явно видно, что с ростом религиозности растет количество детей в семье. И с ростом числа друзей, у которых многодетные семьи. И с ростом количества людей, к которым можно обратиться в кризисной ситуации. И чем больше вы вовлечены в какую-то совместную деятельность с другими семьями (совместный досуг, помощь, обмен одеждой, колясками и так далее). То есть хорошо, когда многодетные семьи активно общаются с другими, в том числе невоцерковленными.
Материалы страницы подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.