Четыре года в православной гимназии имени святителя Николая Чудотворца, что в поселке Гнилицы Нижнего Новгорода, ребята под руководством Ольги Соломкиной занимаются лепкой из глины. Педагог учит школьников младшего звена изготовлению как отдельных изделий, так и целых композиций. А те уже удостаиваются наград на различных конкурсах. Так, первоклассники недавно стали лауреатами международного фестиваля-конкурса «Ангелы надежды».
О птичках
— Глина у нас природный материал?
— Да! Она в горах находится и под землей.
О глине первоклассники знают уже немало. Например, что обжигают ее при температуре в 1100 градусов.
— Делаем крылышки и глазки. Только не придавливайте сильно крылышки, иначе свистулька перестанет звучать, — предупреждает Ольга Анатольевна.
Пожалуй, это единственный урок, где разрешается посвистеть. Но только один раз. В противном случае еще сырая, без обжига, работа деформируется. Задача юных гончаров — слепить маленькую птичку, которую прикрепляют к большой заготовке.
Для детей вылепить основу свистульки самостоятельно пока трудновато, зато они придумывают и наносят стеками (палочками для лепки) рисунки на свои поделки.
— Почему игрушки, которые мы лепим, называются авторскими? — спрашивает педагог.
— Потому что мы делаем их своими руками. Потому что мы авторы, — звучат ответы ребят.
Свистулька — игрушка старинная. Благодаря урокам гимназисты больше узнали об этом народном промысле и о гончарном деле в целом.
— Мне очень понравилось делать узоры, а еще нам отдали солнышки, которые мы делали перед каникулами, — рассказывает первоклассница Таня. — Я хочу его еще немного раскрасить и показать маме.
— Мне больше птичку понравилось лепить. Здорово, что можно сделать игрушку своими руками! С ней сможет поиграть и мой младший брат, — добавила первоклассница Лера.
Ольга Анатольевна знакомит учеников не только с нижегородскими традициями изготовления глиняных изделий, но и с самобытной суджанской народной игрушкой. Делают ее на курской земле, откуда педагог родом. Хотя Ольга Соломкина училась искусству суджанской игрушки у народного мастера России Юрия Спесивцева, сейчас она не занимается ее изготовлением: промысел должен сохраняться в пределах того региона, где он зародился.
Работать с керамикой ребята начинают с самого простого — с геометрических форм. Из куска глины получаются кружки и квадраты, а на следующем этапе — фигурки. В третьем-четвертом классах ребята попробуют свои силы за гончарным кругом, с помощью которого они сами сформируют изделие. Сложность, оригинальность глиняной работы будет зависеть от усидчивости ученика и его желания трудиться. Сам же материал, то есть глина, открывает большие возможности для творчества.
Самая лучшая работа
У Ольги Анатольевны с мужем гончарная мастерская. Их дочка Ксения учится в Гнилицкой гимназии. Девочке сейчас девять, а лепить она начала примерно в том возрасте, когда малыши учатся ходить и говорить. Сейчас Ксюша придумывает целые композиции.
— Я решила сделать лису, которая стоит на снегу. Происходит это вечером. Мне хотелось изобразить вокруг северное сияние, поэтому снег я сделала разноцветным, — рассказывает девочка. Своими руками она создала уже не один сказочный сюжет.
Гимназисты-третьеклассники лепили каждый свою фигурку, а в итоге получился целый ангельский сонм. Коллективная работа «В преддверии Рождества Христова» стала первой на международом фестивале-конкурсе «Возрождение».
— По воскресеньям мама дает новую тему. Я начинаю лепить, чувствую вдохновение и думаю, вот эта — моя лучшая работа. А в следующее воскресенье она опять дает тему, и я уже думаю, что лучшая работа — новая, — признается Ксюша.
— Прежде всего, необходимо желание творить и любовь к освоению материала, — говорит Ольга Соломкина о секретах овладения мастерством.
— С душой надо лепить! — добавляют Ксенины подруги.
— Глина не такая, как пластилин, она тянется, мнется. Мне она очень нравится. Есть желание попачкаться, — поясняет Ксюша.
— Тактильные ощущения очень приятные, — подтверждает Ольга Анатольевна. — Не все же родители разрешают повозиться с таким материалом, а это как раз тот случай, когда есть эмоциональный выплеск. И еще важно, что глина — материал живой.
Глина разнообразна по цвету, бывает красной, белой, оранжевой. Черная может выйти из печи для обжига красной или даже белой. Ярко-рыжая, побывав в огне, приобретает розоватый оттенок. А чтобы при лепке не возникало ощущение сухости, руки надо почаще смачивать.
В планах — кремль
— Детям нравится заниматься лепкой, она помогает расслабиться, — объясняет Ольга Анатольевна. — Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Так же и с лепкой. Через работу с глиной идет воздействие на весь организм, на эмоциональную сферу. Развивается мелкая моторика.
Для ребят важно, что результат своей работы они могут не только увидеть, но забрать с собой, подарить маме или бабушке. Ольга Соломкина представила свой проект на грантовый конкурс, приуроченный к 800-летию Нижнего Новгорода. Его основа — уроки лепки. Рассчитан он не только на ребят из православной гимназии, но и учеников светских школ. Планируется, что в нем будут задействованы и дети с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях планируется рассказывать ребятам об истории родного города. Наглядным результатом, по замыслу авторов, должен стать глиняный кремль, который предложат изготовить детям.
— Они узнают, например, о башнях: их названия, историю строительства, связанные с ними легенды. Так через керамику, через промысел дети узнают и полюбят свой родной край, свою историю, — уверена педагог.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.