Казалось бы, 15 веков прошло со времен VII Вселенского собора, когда в отношение к иконам Спасителя, Богородицы, Ангелов и святых была внесена ясность. И все же число вопросов, касающихся использования икон в современной повседневной жизни и их благоговейного почитания, не уменьшается: современная реальность привносит в эту тему новые обстоятельства.
Недавно увидела, что коллега установила на заставку телефона образ Спасителя. Допустимо ли это, ведь телефоны мы носим и в карманах брюк, и в сумках небрежно бросаем среди других вещей?
— Чего только в наш век техника ни позволяет! Но мы не должны терять голову. Что такое заставка? Это обычное фоновое изображение, картинка или фотография, радующая взгляд при включении телефона. Это или пейзаж, или портрет близкого человека, или какое-то абстрактное изображение. Но у иконы есть свое строгое предназначение — глядя на нее, мы молимся. А молитва — это разговор человека с Богом.
Как известно, не любое изображение Господа, Пресвятой Богородицы, угодников Божиих является иконой. Поэтому, если на телефон поставить, например, картину Крамского «Христос в пустыне», или Глазунова «Поцелуй Иуды», или Рембрандта «Возвращение блудного сына», думаю, это не будет нарушением этической нормы. А вот икону делать телефонной заставкой я бы не рекомендовал.
От бабушки осталось несколько православных календарей с образами святых. Просто выбросить их или сдать в макулатуру рука не поднимается, но и хранить не хотелось бы. Как поступить в таком случае?
— Еще несколько лет назад многие верующие люди поступали так: репродукции икон по окончании года из календаря вырезали, наклеивали на твердую основу, освящали в церкви по чину благословения иконы и размещали в домашнем иконостасе. Теперь так делают очень редко. Это и понятно — не обставлять же иконами весь дом.
Поэтому репродукции лучше всего сжечь (они же не были освящены как иконы перед публикацией календаря), а пепел высыпать в речку. Греха в этом не будет.
Многие художники обращались и обращаются к сюжетам Евангелия, в том числе пишут образы Спасителя, Богородицы, святых. Что же тогда делает изображение на религиозную тему иконой?
— На икону мы молимся, а картиной только любуемся. Обратите внимание — религиозная живопись, даже если берутся одни и те же сюжеты, не одинакова в разные времена. Потому что картина — своего рода зеркало эпохи, она отражает мировоззрение художника, независимо от сюжета.
Взять хотя бы изображение Мадонны с Младенцем в разные века. Икона, как, наверное, все замечают, всегда одинакова в своей основе. Она — явление безвременное, Божественное откровение людям. Важнейшим из принципов в иконописи является следование устоявшимся канонам.
Икона становится окном в мир иной, где времени нет. Поэтому она не стремится отразить окружающую временную действительность, ее цель — показать вечное, Первообраз. У иконописца и у живописца, пишущих евангельский сюжет, разные цели и средства изображения. Не случайно мы, за редким исключением, не знаем имен иконописцев, зато авторы картин почти всегда известны. В своих произведениях художники отразили свое личностное восприятие сюжета, а иконописец — иную реальность на основе канона, не привнося в произведение ничего личного. Вот почему самая прекрасная картина на религиозную тему не может стать иконой.
Хочу приобрести домой несколько икон. Есть ли образы, которые должны быть дома обязательно? Где их можно вешать, а где нельзя? Нужно ли освящать их перед тем как повесить дома?
— Православный человек в своем домашнем иконостасе, прежде всего, должен иметь иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Не важно, какие это будут иконописные изображения: Господь Вседержитель или Нерукотворный образ Иисуса Христа, Казанская икона Божией Матери или Владимирская — любая, какая вам придется по душе. Конечно, мы часто молимся дома своему небесному покровителю, поэтому в иконостас ставится икона святого, имя которого вы носите. Многие устанавливают икону Ангела Хранителя, почитаемого святого: Николая Чудотворца, Целителя Пантелеимона и других. Домашний иконостас устраивается на восточной стороне, так, чтобы вы, молясь и глядя на иконы, обращались лицом к востоку. Если приобретенные вами иконы не были освящены, то хорошо бы, разумеется, это сделать. Для этого надо обратиться к священнику.
Собираюсь пойти в храм, но стесняюсь подходить и прикладываться к иконам. Существуют ли особые правила? Также не знаю, перед какими иконами ставят свечи за здравие и за упокой?
— Так можно всю жизнь прособираться. В храме бояться нечего, вам обязательно подскажут, как и где поставить свечи. О здравии свечи ставят на подсвечники у икон, расположенных по периметру храма, начиная с центра, где расположены праздничная и храмовая иконы. На западной стороне обычно иконы не располагаются, там и подсвечников нет, потому что, когда мы молимся, то обращаем лицо к востоку, откуда пришел Христос. С левой стороны, если смотреть на царские врата (алтарь), чаще всего расположен высокий крест с Распятием, а перед ним — четырехугольный подсвечник (тетрапод) со множеством свечей. Это и есть место, где молятся о упокоении душ усопших.
Каких-либо сложных правил для молитвы в храме нет. Чтобы приложиться к иконе, нужно дважды осенить себя крестным знамением, поцеловать икону (не в лик) и снова перекреститься. Вот и вся премудрость. Но, конечно, есть много особенностей поведения в храме, но познавать их лучше на практике. Так что не ждите иных приглашений — достаточно того, что Господь всегда нас ждет в Своем доме.
Недавно узнал, что помимо образа ветхозаветной Троицы существует и Троица новозаветная, которую считают не канонической. Почему?
— В христианской иконографии существуют иконы «ветхозаветной» Троицы (известный сюжет, где Господь изображен в виде Трех Ангелов) и «новозаветной» («Сопрестолие», «Отечество» и др.). Так называемая «новозаветная» Троица изображает Бога Отца в виде старца и Бога Сына Иисуса Христа, сидящих на престоле. Над ними парит Дух Святой в виде голубя. Эта икона, действительно, не является канонической, потому что по канонам Церкви Бога Отца нельзя изображать в виде человека.
Основанием является не отмененное решение Большого Московского собора 1666–1667 годов. В 43‑й главе «Об иконописцах и Саваофе» говорится следующее: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении. Только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству, подобно и Пресвятая Богородица и прочие святые Божии».
И еще: «Господа Саваофа (сиречь Отца), брадою седа, и Единородного Сына во чреве Его писати на иконах, и голубь между ими, зело нелепо и неприлично есть, зане кто виде Отца по божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не во плоти родится от Отца прежде веков, аще Давид пророк и глаголет: из чрева прежде денницы родих тя, обаче то рождение не плотьское, но неизреченно и непостижимо бысть. Глаголет бо и сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын».
Отцы Большого Московского собора основывались на мнении VII Вселенского собора. «Мы делаем иконы тех, кои были людьми и слугами Божиими и носили плоть. В телесном виде мы изображаем не бестелесные какие-либо существа. Если же мы делаем иконы Бога, то есть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, то мы изображаем Его так, как Он был видим на земле, находясь между людьми», — сказано в Слове Иоанна Фессалоникийского на соборе. Святые Феодор Студит и Иоанн Дамаскин говорили: «Мы не изображаем Господа Отца потому, что не видим Его, если бы мы видели Его, то и изображали бы».
Несмотря на каноны и решения соборов, а также мнения святых отцов, Бога Отца в виде старца продолжают изображать и на иконах, и на стенах храмов. Едва ли тут что-то можно изменить на сегодняшний момент, но знать, что такие изображения не канонические, нам не помешает.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.