Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > На подступах к Земле обетованной
«Ведомости Нижегородской митрополии» №22 (244) 18:56, 23 ноября 2022

На подступах к Земле обетованной

Окончание служения пророка Моисея

Наступало долгожданное время вступления израильского народа в Землю обетованную. Готовя израильтян к занятию Ханаана, Моисей по повелению Господа провел народоисчисление, насчитав 601 730 мужчин. Великий пророк стал готовиться к смерти, хотя «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Чис 34:7). Все его заботы, как и всегда, были сосредоточены на благополучии народа.

По повелению Божию своим преемником Моисей назначил Иисуса Навина, верного соратника и храброго военачальника. По указанию Господа перед всем народом в присутствии первосвященника Елеазара он возложением рук передал ему свою власть. Это событие имело и пророческий смысл, предзнаменовывая грядущую смену Закона Моисеева благодатью Евангелия. Иисус Навин своим именем и величественной миссией ввести богоизбранный народ в Землю обетованную стал прообразом Иисуса Христа, вводящего людей Божиих в уготованное им Небесное Царствие.

Завещание вождя народа

Перед кончиной Моисей дал окончательные распоряжения относительно завоевания и раздела Земли обетованной. Он передал Божие повеление изгнать или истребить всех жителей земли Ханаанской, уничтожить идолов, разрушить капища и никогда не вступать в союз или родство с идолопоклонниками.

Бог повелел разделить Землю обетованную по жребию между коленами израильского народа во избежание неудовольствий. «…чтобы все споры и состязания прекратить тем, что земля разделена по жребию Самим Богом, а не судьбе какой-то поверено дело», — пишет блаженный Фео­дорит в толковании на книгу Чисел. Земельного удела не полагалось только левитам, потому что «Господь Бог Израилев Сам есть удел их» (Иис Нав 13:33).Чтобы заботы о земном не отвлекали левитов от служения Господу, их нужды должны были покрываться десятиной от продуктов земледелия и скотоводства, выделяемой остальными коленами, священникам полагалась также доля приносимых в жертву животных.

Зная слабости своего народа, Моисей беспокоился о его будущем и призывал соплеменников: «Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны» (Втор 10:16), храните заповеди Господа, ходите путями Его и бойтесь Его! Новому поколению израильтян, выросшему в пустынях Аравии, вождь народа напоминает о благодеяниях, которые Бог оказывал им во все продолжение 40‑летнего странствования, повторяет законы, данные Богом в различные времена, и внушает свято хранить их.

Пророчества Второзакония

Еще раз изложенные законы и увещевания Моисей записал в священную книгу Второзакония. Имея свой буквальный смысл и относясь к слушавшим его евреям, очень многие выражения в его прощальной речи имеют в то же время пророческий смысл. «Жизнь твоя будет висеть перед тобою» (Втор 28:66) — блаженный Августин символически объясняет эти слова по отношению к Иисусу Христу, Источнику жизни, висевшему на Кресте и терпевшему поругание от иудеев.

«Так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога. Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы» (Втор 32:13). Преподобный Ефрем Сирин это место из книги Второзакония объясняет так: «Таинственно же означало сие Христа. Он истинный крае­угольный Камень; для целого мира Источник жизни; для всякого приходящего к Нему Он есть то, чего желает каждый: для одного — свет, для другого — дверь, для иного — путь, для иного же — премуд­рость. Он есть для всякого все и всякому на пользу».

Преподав последние благословения своему народу, Моисей поднялся на гору Нево. С ее вершины Бог показал Своему избраннику просторы Земли обетованной: «И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иако­ву, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не вой­дешь» (Втор 34:4). Здесь же, на величественной вершине горы, Моисей умер в возрасте 120 лет, «но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор 34:7).

Кончина пророка окутана тайной, по сей день никто не знает места его погребения. В этом усматривается Промысел Божий, считают святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит Кирский. «Обоготворявшие неодушевленные вещи и изображение тельца наименовавшие богом, очевидно, тем паче воздали бы, как Богу, поклонение тому, кто был для них служителем толиких благ. Посему-то премудро правящий нами Бог гроб Моисеев и соделал неизвестным», — размышляет блаженный Феодорит. «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу… и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор 34:10–12).

Народ израильский 30 дней оплакивал своего вождя. Терпение Моисея по отношению к своему народу было безграничным, он всегда готов был понести на себе всю тяжесть греха народа, чтобы сохранить людям жизнь и привести к Богу. Своей великой миссией, жертвенностью, долготерпением, всей своей высокой жизнью он послужил одним из ветхозаветных прообразов Иисуса Христа, был законодателем религии Закона, которая готовила людей к принятию более совершенной религии Благодати.

Моисей понимал, что его Закон не окончательный, и вдохновенно предсказывал народу о высочайшем Законодателе и Спасителе мира — Иисусе Христе: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор 18:15). По словам преподобного Ефрема Сирина, пророки ясно видели тайну пришествия Еммануилова, пророческие трубы не умолкали, и глас провозвестников не изнемогал до дня явления Сына Божия.

Подготовил иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.