Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > На пороге разумения
«Ведомости Нижегородской митрополии» 20 (128) 16:49, 26 октября 2017

На пороге разумения

«Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор 14:20), — поучал коринфян апостол Павел. Еще с евангельских времен формула христианской мудрости соединяет в себе младенческую простоту и чистоту с просвещенным разумом взрослого человека. Так и сегодня в семье, во взаимодействии любящих родителей и детей, заключена огромная гармонизирующая сила, способная привести к Богу и тех, и других. Главное, чтобы эта забота друг о друге соизмерялась с желанием истинного, а не внешнего блага.

Как сделать, чтобы мама с папой поверили в Бога?

— Есть одно универсальное средство – молитва. Надо просить Господа, чтобы Он просветил Своим светом разум родителей. И хорошо, если они видят, что их ребенок искренне молится за них, и Господь это также увидит и поможет им обрести веру. Хорошо, если папа и мама не запрещают малышу молиться, а ведь бывает, к сожалению, сейчас и такое.

Мне уже 10 лет, и я хожу в воскресную школу, но не понимаю, почему жена должна слушаться мужа. Что же, и девочки должны слушаться мальчиков?

— Жена не просто должна слушаться мужа, но слушаться через любовь к нему и уважение. Но и муж обязан любить свою жену, ибо в христианском браке они — одно целое. Вот представь себе целостный организм — конечно же, один орган призван в нем подчиняться другому, иначе весь организм расстроится и придет в негодность. Ведь правая рука как бы главнее левой? И хотя с виду они одинаковы, правой трудиться приходится больше. Так же между мужем и женой — в единстве есть все же старшинство. А почему оно у мужчины, а не у женщины? Во-первых, Бог сотворил его первым, сделал более сильным, выносливым, сдержанным. Почему же его не уважать? А женщину сотворил Господь помощницей мужчине — более доброй, мягкой, любящей, заботливой. Почему же такую не любить? Вот так. А что касается школьных отношений между мальчиками и девочками, то здесь я могу посоветовать тебе и твоим друзьям учиться взаимному уважению. Поверь, это совсем не просто!

У нас в школе есть кружок — бальные танцы, в том числе латиноамериканские. Бдительные родители считают, что детям из воцерковленных семей не следует заниматься такими танцами. Хочется узнать мнение священника по этому поводу, и надо ли брать особо благословение на такие занятия?

— Что чаще всего делает человек от радости? Поет, смеется, танцует. Такая реакция заложена в душе человека изначально, как слезы в минуты огорчения. Царь Давид в восторге плясал, когда несли Ковчег Завета (2 Цар 6:14–21). Как средство общения танцы вошли в жизнь русского общества с давних времен. Это и народные хороводы, и изысканные танцы высшего общества. Но существует и негативное отношение некоторых христиан к танцам. Связано это, прежде всего, видимо, с однозначным пониманием евангельского рассказа о Саломии, плясавшей на празднике у Ирода, а также с тем, что танцы в большинстве своем, особенно современные, выглядят далеко не целомудренно. И все же танец танцу рознь. Скорее всего, дело не в самом танце как таковом, а в том, для каких целей мы его используем. То есть и здесь все зависит от человека. Топором когда-то и дрова рубили, и головы секли. Конечно, никто не может решать за родителей, отдавать ли ребенка в школу бальных танцев или нет. И никогда не помешает снова и снова задуматься над словами святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор 10:23). А что касается благословения священника, так оно уместно в любом случае.

Провожая сына в дорогу, благословляю его иконой. А сын говорит, что благословлять может только батюшка и только молодоженов. Может, я совершала грех?

— Вы не совершили греха, молясь о сыне и благословляя его в путь. Молитва матери всегда угодна Богу, как и ее искреннее благословение. Это не так уж важно, что вы что-либо сделаете не так, важна ваша сердечная молитва. Господь принимает наши намерения и выполняет наши просьбы, если они идут от сердца и на пользу душе.

Родители против моего брака с человеком, которого я люблю и который меня любит. Если пойти против воли родителей, не будет ли это грехом?

— Действительно, одним из препятствий к браку (разумеется, церковному) является отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха и невесты. Основанием этому является 38-е правило святителя Василия Великого. В Византии такой брак считался недействительным. В России эта норма применялась с ограничениями, русские законы ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, виновные в принуждении детей к браку или в насильственном удержании от него, подвергались суду. Если, например, дети верующие, а родители — безбожники, что, кстати, сейчас не редкость, то запрет родителей на брак едва ли станет благотворным, но и пренебречь им нельзя. Поэтому необходимо советоваться со своим духовным наставником, а в некоторых случаях обращаться и к епархиальным властям, может быть, к епископу за благословением.

Мой внук тяжело переживает уход из семьи отца. Ездили с ним в Дивеево, он просил у батюшки Серафима, чтобы отец вернулся: знал, что батюшка помогает всем. Отец не вернулся. Теперь мальчик говорит: «Бога нет!» Что мне делать, что сказать ему?

— Ребенок должен знать (к несчастью, этого нередко и взрослые не знают), что не все, что мы просим у Бога, полезно нам самим и, напротив, все, что Бог нам посылает, даже тяжкие испытания, для нас душеполезно. Есть Промысл Божий о каждом человеке, но наши поступки и желания не всегда сходятся с ним, вот почему нам и кажется, что Господь не выполняет то, о чем мы просили, будто бы не слышит нас. Ребенку, разумеется, простительно думать, что раз Бог не выполнил его просьбу, значит, Его не существует. Но взрослый человек должен понимать, что Господь не машина, выполняющая все наши желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к нашей пользе и спасению души, хотя нам порой и кажется это жестоким. Таков закон жизни, установленный опять же не человеком, а Творцом всего сущего, то есть закон Божественный, понимание которого зачастую неподвластно нашему ограниченному разуму.

Многие молодые люди не могут сделать первый шаг в церковь, думая, что в храме им предложат только пост и непонятные слова молитвы, а от многих увлечений, музыкой например, нужно будет отказаться. Что вы думаете по этому поводу?

— Очень жаль, что некоторые молодые люди представляют себе Церковь как систему запретов. К несчастью, первое посещение православного храма в иных случаях становится последним после окриков и одергиваний ревностных прихожанок или дежурных у подсвечников. Что можно посоветовать молодым? Не бежать от первых трудностей. Не бояться Церкви. Знать, что ее служители призваны заинтересовать приходящих в храм, показать им, что мы радостные, а не мрачные, потому что Христос воскрес, что и пост для нас не повод для уныния, что мы не лицемеры, что Церковь имеет свое стройное и всеобъемлющее учение, свой взгляд на мир и человека в этом мире. Изучать истинное учение Церкви. Участвовать в христианских таинствах. Вот тогда вы и ваши друзья спокойно сможете слушать музыку, читать книги, уже имея христианское мировоззрение, вкус и оценку явлениям культуры. Прежде всего, надо, разумеется, разобраться — что запрещает Церковь, почему запрещает и кому именно она это запрещает. И тогда вы будете независимы от пошлой моды, от навязанных мнений, от внушенных стереотипов.

Моей дочери 15 лет. Я советую ей носить с собой газовый баллончик, а также заниматься в секции каким-нибудь видом борьбы, чтобы уметь защитить себя. Она не слушает моих советов и отвечает, что «на все воля Божия». Кто из нас прав?

— Дело, конечно, не в том, кто из вас прав. Ваше беспокойство за дочь естественно, понятно также, что любой человек должен уметь постоять за себя, защититься и защитить, если требуется, другого. Возможно, это больше касается мужчин, призванных защищать женщину. Женщине надо научиться выбрать себе надежного защитника. Думается, вы понимаете и некоторую опасность для души (особенно девочки) в занятиях каким бы то ни было видом борьбы. Ваша дочь права в том, что, действительно, Господь хранит верующих в Него, но не следует и искушать Бога, ходя, так сказать, по краешку. Вспомните, как сатана искушал Христа, предлагая Ему прыгнуть с крыши храма, дескать, Тебе же ничего не будет, ангелы поддержат Тебя. На что Спаситель ответил лукавому: «Не искушай Господа Бога твоего…» (Мф 4:7). Поэтому лучше нам всем воспитывать своих детей в страхе Божием, научить их избегать разумно опасностей, не искушая тем самым Бога, но в то же время и уметь, когда нужно, постоять за себя и друзей своих. Как это сделать? Тут уже начинаются заботы каждого родителя в отдельности, потому что процесс воспитания сугубо индивидуален и готовых рецептов здесь нет.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.