Говоря о православии, часто подразумевают, что это «чисто российское явление». Между тем православные приходы открыты по всему миру. Есть они и в Великобритании. О том, как живут наши братья по вере в центральном приходе Лондона, — разговор с участниками паломнической поездки на Святую землю: Софико Эбаноидзе, Мариной Буримой, Ириной Ивлевой, Светланой Фогель, Евгением Кузнецовым, Анной Абдуллаевой.
— Сколько приходов Русской Православной Церкви действует в Великобритании?
Марина Бурима: Очень много, они есть почти во всех частях Великобритании. В Лондоне, Брайтонe, Бристоле, Кембридже, Оксфорде, Лютоне, Саутгемптоне, Питерборо, Портсмуте, Ромфордe, Суиндоне… Среди них есть крупные приходы, где священник находится постоянно. А в небольшие батюшки ездят из Лондона, служат раз в месяц — составляется специальное расписание.
Анна Абдуллаева: Положительный момент в том, что многие люди в Великобритании проявляют инициативу в основании приходов: сами находят помещения, организуют других верующих, заказывают изготовление алтарей в Эссексе, где есть православный монастырь. И священник приезжает служить уже на готовый приход.
— Почему центральным считается лондонский Успенский собор? В чем его уникальность по сравнению с остальными храмами?
Софико Эбаноидзе: Он расположен в центре. Кроме того, у нас ведь служил митрополит Антоний Сурожский. Он был очень известным проповедником, читал прекрасные лекции, которые все приходили слушать. Они записаны и сейчас издаются.
— Как развивался этот приход до воссоединения и после воссоединения с Русской Церковью?
Софико Эбаноидзе: Первые годы, когда владыка Антоний только приехал, было очень тяжело собирать русскую иммиграцию, потому что иммигрантов было не так много. А после 1990-х годов их поток стал значительным, и интеллигенция стала проявлять больший интерес к Церкви, к религии. Сегодня по воскресным дням приходят минимум 300 человек, а в праздники в нашем соборе можно видеть тысячи людей: приезжие тоже сюда стремятся.
И еще хочется отметить, что, начиная с 2000-х годов, наш приход стал более «молодежным».
— На каком языке ведутся богослужения?
Ирина Ивлева: На церковнославянском и английском, так как на приходе не только русские и британцы. Большинство, конечно, русскоговорящих, но есть также молдаване, литовцы, латыши, украинцы. Раньше было много грузин, но сейчас у них появилась своя церковь, они предпочитают молиться там.
— Какие иконы особо почитаются, какие праздники любят православные в Великобритании?
Софико Эбаноидзе: В Успенском соборе хранится чудотворная икона святителя Николая Мирликийского. Она была на корабле во время Русско-японской войны, и когда корабль пострадал, люди уцелели, потому что плыли, держась за икону. Их подобрал британский корабль, а образ Николая Чудотворца отвезли в Лондон. В начале 2000-х годов его отреставрировал владыка Анатолий Керченский. Многие приезжают к нам в храм, просто чтобы увидеть эту икону, помолиться перед ней.
Анна Абдуллаева: Также есть иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, святителя Иоанна Шанхайского, святителя Стефана Сурожского.
А самый главный праздник для нас — наш храмовый праздник Успения Божией Матери. И, конечно, любим Рождество, Пасху, дни памяти святого Николая Чудотворца.
Марина Бурима: Отдельно, в третью неделю по Пятидесятнице, празднуется память Всех святых, в земле Британской и Ирландской просиявших.
— Много ли коренных англичан среди прихожан?
Марина Бурима: Довольно много. На нашем приходе есть священник-англичанин, Fr. Joseph Skinner, его матушка Сара Элизабет тоже англичанка. Она, кстати, для нашего собора — главный специалист по богослужебному уставу, составляет службы, иногда регентует.
— Путешествуете ли вы сами по святыням своей страны?
Светлана Фогель: Да, у нас организуются паломнические поездки. В нашем приходе есть человек, который написал книгу о святых местах Великобритании и Ирландии — вообще, по истории православия в стране. Из этой книги мы знаем, что первая русская церковь появилась в Великобритании после Петра Первого, когда он приехал сюда учиться мореходному делу. Он был здесь недолго и не разглашал своего императорского звания, а потом вернулся обратно и отправил учиться молодежь. Вот они-то и сказали: «Мы живем здесь уже долго и столько времени не причащались». Поэтому при посольстве был создан русский приход. Недавно мы праздновали его 300-летие.
Евгений Кузнецов: А вообще, по преданию, христианство в Англию в I веке принес Иосиф Аримафейский, который забрал тело Иисуса Христа после Распятия, чтобы устроить погребение. Он был купцом, богатым знатным гражданином, и после казни Учителя должен был бежать. И он по торговым делам уплыл в Великобританию. Предание рассказывает, что когда Иосиф сошел на берег и воткнул в землю свой посох, тот зацвел розами. И до сих пор цветет на Рождество. Это место находится в городе Гластонбери. Там до XVI века, до периода Реформации, действовал монастырь, потом он был разрушен. Но розовый куст как цвел в те времена, так и цветет.
— Какие из британских святых самые чтимые?
Светлана Фогель: Святой Олбан —первый мученик Британских островов. Упоминание в летописных документах о его мученичестве во времена первых гонений — одно из ранних исторических свидетельств о христианстве в Англии.
В Оксфорде, на приходе святителя Николая, очень почитается местная святая Фридесвида. Ее мощи покоятся в кафедральном соборе Крайст Черч колледжа в Оксфорде, куда любой паломник может зайти помолиться, хотя этот собор работает как музей. Сохранился чудотворный источник, где святая Фридесвида исцелила от слепоты человека, и в день ее памяти, 1 ноября, мы ходим крестным ходом на этот источник, совершаем молебен, освящаем воду.
— А как почитается память митрополита Антония Сурожского? Изучается ли на приходе его наследие?
Ирина Ивлева: Владыки Антония уже десять лет нет с нами, и мы отмечали эту дату. Собирались на его могиле. Вообще, люди часто приезжают к нему.
Митрополит Антоний был невысоким, с тихим голосом. Но при этом потрясающей личностью. Он прожил долгую жизнь, начинал хирургом, когда работал в Сопротивлении. Расположение к Церкви у него было всегда, но до того как стать священнослужителем, он прошел долгий путь и многое повидал. А когда принял сан, то дошел по ступеням церковной иерархии, можно сказать, до Патриарха: его кандидатуру выбрали, но он не смог стать Патриархом, потому что не имел российского гражданства.
Одной из самых запоминающихся была его лекция о том, что Бог любит всех независимо от того, когда человек пришел к Нему и пришел ли в Церковь или еще нет. Владыка Антоний повторял, что мы все — дети Божии. Поэтому и мы всегда рады каждому, кто приходит в наш храм. Ведь приходят по порыву сердца, и этот порыв надо всячески поддерживать. Главное — что пришел. А раса или национальность не имеют значения.
Многие приезжают в Лондон, в наш собор, и спрашивают о митрополите Антонии. Священники помнят его. Знают его и люди, которые не исповедуют православие. Он выступал на Би-Би-Си, и многие слышали его проповеди, относились к нему с большим уважением. Об этом свидетельствует такой факт. Храм, в котором мы служим, сейчас принадлежит Русской Церкви, а тогда его как бы арендовали у англичан, служили с ними по очереди. И настолько «любили» друг друга, что каждый раз переосвящали алтарь. Потом англичане хотели отдать тот храм под ресторан, назначили цену зданию. И владыка Антоний публично заявил о желании выкупить храм. После этого даже неправославные начали присылать средства — столь велико было личное обаяние митрополита Сурожского. Денег все равно не хватало, но англичане, наблюдая за такой ситуацией, снизили заявленную изначально стоимость, и храм удалось выкупить.
Светлана Фогель: Владыку Антония любили за его мудрость, душевность, скромность. Те, кто был знаком с ним, стараются, чтобы память о нем жила, и мы много знаем из их рассказов, расспрашиваем сами. И, конечно, он жив в наших молитвах.
Марина Бурима: Сегодня издано много книг митрополита Антония, люди их читают и перечитывают. Многие до сих пор вспоминают, какая особая атмосфера была в храме, когда он служил. Его называли апостолом Любви. А его проповеди и беседы приходили послушать не только православные.
Живы и традиции, которые заложил владыка. В нашей епархии ежегодно организуются конференции разной тематики, на которые приезжают люди из разных приходов Великобритании. Собираются целыми семьями, приезжают с детьми… Насколько я знаю, эта традиция существовала и при митрополите Антонии.
Анна Абдуллаева: Кроме того, владыка вел большую работу с детьми, юношеством. Так как он сам в шестнадцать лет пришел к вере, то понимал, насколько это важно для ребенка. В летнее время он вывозил детей эмигрантов из Лондона на отдых. Эта традиция продолжается до сих пор: у нас есть православный летний лагерь святого Серафима, в котором дети проводят 10 летних дней, живя в палатках под покровительством батюшки Серафима.
Беседовала Наталья Григорьева,
подготовила к печати Ольга Схиртладзе
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.