Великий пост, начавшийся в этом году 7 марта, завершится наступлением Пасхи 24 апреля. Он состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы, разделяемых двумя праздничными днями — Лазаревой субботой (16 апреля) и Вербным воскресеньем (17 апреля). Что делать, чтобы пост прошел не зря? Для кого есть послабления? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
— Что нужно, чтобы пост не превращался только в воздержание от пищи, а происходил духовный рост?
— Для истинно верующего человека Великий пост, при всей его строгости и продолжительности, не время для унылого отсчета дней и нетерпеливого ожидания, «когда же я опять начну вволю есть, пить и веселиться?» Нет, это время духовного просветления, радости очищения души от скверны. А для того, чтобы такое просветление наступило, нужны определенные усилия, и не столько физические, сколько духовные. Об этом говорил Спаситель: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:16–18).
Разумеется, очищение сердца, что является главным во время любого поста, невозможно без физического воздержания — в пище, в супружеских отношениях, а также без духовного напряжения — усиленной молитвы, прежде всего. Нужен также беспристрастный анализ своих поступков, наклонностей, желаний. Это необходимо понимать, настраивая себя на пост. Духовная дисциплина — вот что требуется для того, чтобы пост стал не диетой, а средством для духовного роста. Физическое воздержание, отказ от развлечений, соблазнов помогает в этом. Не случайно в древности на время поста прекращалась торговля мясом, закрывались зрелища, бани, игорные заведения, лавки, кроме продававших предметы первой необходимости, даже приостанавливалось судопроизводство; это было время для молитвы и дел благотворительности. Как известно, и на Руси в прежние времена на первой, так называемой Чистой неделе Великого поста не работали театры, рестораны, все увеселительные заведения.
Еще раз напомню, что физический пост является подспорьем духовному. Один без другого не бывает. Если это Пост.
— Отличается ли говение перед причастием во время Великого поста от обычного поста перед причастием? И как часто нужно причащаться в Великий пост?
— К собственному несчастью, современный человек утратил постоянную связь с Небом и со звеном, соединяющим Небо и землю, — Церковью. Для нас покаяние и причащение Святых Христовых Таин нередко становится эпизодичным. В ритме окружающего мира мы стараемся искать не Царства Небесного, как заповедал Христос, а прежде всего, что нам поесть (да повкуснее), во что одеться (да помоднее), а остальное будто бы само собой приложится без всяких духовных усилий. Не приложится. Время поста останавливает человека, заставляет заглянуть в себя: что там? Может, грязи-то больше, чем чистого места в душе? Если я верующий, то могу ли со спокойным сердцем причаститься Тела и Крови Христовых, могу ли радоваться Светлому Христову Воскресению? Традиционно во время Великого поста человек причащается Святых Таин чаще, чем в другое время. Этому способствует и физическое воздержание, и духовное. Пост более строгий — в этом, пожалуй, единственное отличие от обычного поста перед причащением. А вот частоту причастия каждый определяет сам. Кто-то делает это еженедельно, но, повторю, это дело личное.
— Некоторые мои знакомые в Великий пост не включают телевизор. Я и так не смотрю боевики и развлекательные передачи, но почему надо отказываться от познавательных программ? И надо ли?
—А кто сказал, что надо от них отказываться? Во всем должна быть мера. Действительно, есть люди, которые в пост не включают телевизор и молятся. А есть и такие, которые телевизор не включают и злятся от того, что им нечем себя занять, а молиться не хотят. Постятся ли они? Нет, конечно. К сожалению, немногие знают, как правильно поститься, как и для чего дан человеку пост, как осознанно, по-христиански выполнять правила говения, не путая пост с очередной диетой или лечебным голоданием. Физическое воздержание необходимо, как мы уже говорили, но как подспорье упражнению духовному. Небу не нужен наш чистый желудок, Небу нужно наше чистое сердце: «жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс 50:).
— На работе принято отмечать дни рождения, другие нецерковные праздники и угощать сослуживцев. Как в таких случаях во время постов и постных дней не нарушить церковную дисциплину в отношении поста и в то же время поступить по любви, памятуя слова апостола Павла: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь»?
— Неужели угощать сослуживцев нужно обязательно скоромным? Не огорчатся они и от другой пищи, оказывая вам свою любовь и уважение к вашим религиозным убеждениям. Есть такой грех — человекоугодие. Не стоит ему поддаваться.
— Батюшка, мой день рождения каждый год выпадает на Великий пост. Приглашая гостей, я всегда сомневаюсь, чем их кормить. Сама-то я пощусь, а гости в большинстве своем нет. Какой должна быть пища для гостей в этом случае?
— Разве гости собираются в день вашего рождения для того, чтобы поесть? Если уж собрались во время Великого поста, то должны уважать убеждения того, кого поздравляют. Если вы человек верующий и соблюдаете церковный устав, то в чем проблема? Делайте то, что подсказывает вам ваша христианская совесть.
— Я занимаюсь спортом: три-четыре раза в неделю хожу в спортивный клуб, в том числе и во время поста. Не считаю это грехом, так как просто занимаюсь физкультурой для поддержания физической формы. Или я не прав и заниматься спортом в пост нельзя?
— Занятия физкультурой духовному росту никак не препятствуют, если этот рост стоит у человека на первом месте. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче Христе!» — вот о чем просим мы Бога во время Великого поста. И это является главным. Именно ради этого мы ограничиваем себя в физическом отношении. Две опасности подстерегают человека на пути говения. Одна из них — превозношение: вот я какой хороший: пощусь, молюсь, богослужения посещаю, милостыню подаю, не то что мой сосед. Думать так — большая беда. Вспомните евангельскую притчу о мытаре и фарисее: Господь укорил фарисея не за дела (они были богоугодными), а за то, что он хвалился ими. Другая опасность — озлобление. Как хорошо соседу, думает человек, попавшийся на эту уловку лукавого, он не постится, ест, что захочет, спит вволю или телевизор смотрит, гуляет да веселится, а мне пост держать надо, страдаю я, бедняга, и мучаюсь, а зачем? Забыл уже этот человек, для чего существует пост.
Смысл и назначение Великого поста как нельзя лучше и точнее выражены в чудесной молитве святого Ефрема Сирина, которая читается в эти дни в храмах и, конечно же, в частной молитве: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Здесь все сказано — ни прибавить, ни убавить.
— Допустимы ли близкие отношения между супругами во время Великого поста? Мой муж — человек невоцерковленный и не желает воздерживаться. Моих доводов он тоже слушать не хочет. Как быть? Совершает ли воцерковленная жена при этом грех и нужно ли в нем каяться на исповеди?
— Церковь предписывает в пост физическое воздержание от супружеской жизни по взаимному согласию, если это не приводит к отчуждению супругов друг от друга, к озлоблению и ожесточению. Святитель Василий Великий прямо указывает о супружеском воздержании во время поста: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, «да пребывают в молитве». Пост, по словам святых отцов, возвышает нас, очищает наши чувства, очищает и реально обновляет наши отношения. Если же это насильственная мера, то ничего, кроме озлобления, не происходит. Поэтому все нужно делать разумно.
В этом вопросе существует разномыслие. Одни говорят, что в святоотеческих, канонических текстах на этот счет нет четких указаний. Значит, надо полагаться на свою совесть. Сами супруги должны быть себе законом и руководствоваться словами апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Представители другой точки зрения, наоборот, находят правила, определяющие супружеское воздержание во время поста. Мне кажется, главным здесь может быть степень воцерковленности супругов. Для одних супружеское воздержание — понятная норма, для других — бремена неудобоносимые.
Подготовила Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.