Ребенок пошел в садик… Сколько забот и опасений рождает в родителях это событие! Тепло ли в группе, хватает ли игрушек, как оборудованы комнаты, чем кормят, безопасны ли площадки для прогулки — мамы и папы изучают распорядок дня и учебные планы, собирают отзывы о воспитателях… Среди всех этих вопросов для верующих родителей один из важнейших — соответствие духовного воспитания в детском саду семейному, ведь в садике ребенок проводит чуть ли не больше времени, чем дома. В наши дни запрос на православные детские сады уже достаточно высок. Ксения Серухина, директор сразу двух православных образовательных учреждений в Дзержинске: детского сада и гимназии — знает о принципах создания единого образовательного пространства если не все, то очень многое. Своим видением она поделилась с нами.
Единство подхода — единство уклада
— По благословению владыки Георгия наш детский сад отправляется в самостоятельное плавание: структурно гимназия и детский сад станут разными учреждениями, — рассказывает Ксения Серухина. — Сейчас много говорят о едином экономическом, едином информационном пространстве — тема, что называется, «в тренде». Мы же говорим о едином образовательном пространстве. Что же это такое? Если коротко, то это триединство пространства, среды и системы. Детский сад и гимназия находятся на одной территории, от одного здания до другого идти буквально две минуты. Единый уклад — то, чем характеризуются и гимназия, и детсад. Это принципиальный момент, мы с него начинали. День и в гимназии, и в детском саду начинается с молитвы — пусть с небольшими отличиями и расхождениями, согласно возрасту воспитанников. В помещении детского сада находится домовая церковь в честь преподобного Серафима Саровского, нашего покровителя. Рядом со зданием гимназии сейчас строится храм, который также будет средоточием духовного развития гимназистов. Наконец единая система означает общую иерархию, центром которой, повторюсь, является храм. Вера и все сопутствующие ей моменты определяют и распорядок дня, и процесс образования, и систему мероприятий, то есть дополнительного образования.
От истоков до наших дней
— В 2004 году в Дзержинске открывается православная гимназия, а в 2006-м — первая группа духовно-нравственного воспитания в традициях Русской Православной Церкви. Она появилась в муниципальном детском саду, поэтому мы говорили именно о духовно-нравственном воспитании, так как принцип светскости образования муниципальные образовательные учреждения соблюдают довольно строго. Тем не менее это не помешало открыться целой сети групп в разных детских садах города. Сделано это было после опроса родителей. Оказалось, что в Дзержинске существует такая духовная жажда, что воскресная школа и православная гимназия не могли полностью заполнить эту нишу. Что касалось дошкольного образования — общей системы не было.
Основное внимание уделялось культурологическому содержанию. Православие как культура — это наибольшее, что мы можем сделать в светских детских садах. Именно поэтому возникла необходимость создания православного детского сада как частного образовательного учреждения. В светских приобщения к вере нет и быть не может. Там мы максимум можем рассказать, как выглядит храм, что такое икона — некое введение к школьному курсу «Основ православной культуры». В православном же детском саду мы уже предлагаем детям самим почувствовать красоту и силу духовного наследия наших благочестивых предков.
Мы не первыми в России готовили программы духовно-нравственного воспитания для малышей. Но если говорить о частном православном дошкольном учреждении, то пальма первенства в нашем регионе принадлежит Арзамасу, где появился первый православный детский сад. Мы многому учились у наших коллег. Православные педагоги тесно общаются.
Православный детский сад — для каждого?
— Приходя в детский сад, родители знакомятся с основными документами, проходят небольшое собеседование и слышат не вполне привычные вопросы, которые не задают в муниципальных детских садах. Как вы относитесь к вере? Как вы относитесь к Церкви? Как часто вы причащаетесь? Венчаны ли вы с супругом или собираетесь сделать это в ближайшее время? Такой набор вопросов позволяет понять, верно ли люди оценивают, куда они пришли. Казалось бы, родители, которые отдают ребенка в православный детский сад, должны быть готовы к такой беседе. Но на практике так происходит не всегда. Детский сад растет, молва о нем ширится, и многих привлекает именно внешняя сторона: новенькие площадки, игровое оборудование, замечательный ремонт, проведенный стараниями владыки Георгия и нашего благочинного. В этом нет ничего дурного, каждый хочет, чтобы ребенку в детсаду было уютно, но это не должно быть главным мотиватором выбора дошкольного учреждения. Отдать ребенка в православный детский сад — это не только привилегия пользоваться всеми этими материальными благами, но и труд, который родители должны быть готовы на себя взять. Православное воспитание, образование — это на 90 процентов труд семьи. Я не устаю говорить о том, что если мы с родителями не будем «на одной волне», мы не добьемся успеха. И ребенок вместо ожидаемого комфорта и пользы для духовного развития получит душевный и духовный дискомфорт.
Малыш приходит в детский сад — у нас зарядка, завтрак, и после восьми часов ребята отправляются на молитву. Они прочитывают самые простые молитвы, поют, прикладываются к иконам — и затем идут на занятия. Перед едой также ребенок учится благодарить Бога… Но если, приходя домой, он видит папу, который использует нецензурную лексику — представьте, какой диссонанс возникает в душе у ребенка. Решение отдать ребенка в православное образовательное учреждение — это огромная ответственность. Это решение означает, что сами родители будут выстраивать свою жизнь согласно православному укладу, в соответствии с христианскими ценностями.
Непростой вопрос, который звучит регулярно — как же поступить, если сомневаешься? Если желание определить ребенка в православный детский сад или православную гимназию есть, но сомнения, насколько этот выбор подходит и самому чаду, и всей семье в целом, не оставляют? Я с большим уважением отношусь к сомневающимся людям — это значит, что люди думают, не слепо следуют какой-то моде или сиюминутному порыву, а ищут осознанный путь. Я советую просто прийти. Прийти, посмотреть, понять, как все устроено. У нас есть дни открытых дверей, мы устраиваем открытые занятия. Я бы пригласила таких родителей к себе лично пообщаться, потом на экскурсию по гимназии и детскому саду, предложила почитать наши издания. У нас постоянно издается альманах, где дети сами пишут о себе, своих проблемах — это живые рассказы и переживания. И, конечно, посоветовала бы пообщаться с родителями, которые водят или водили к нам детей. Опыт не всегда позитивный, и стоит здраво оценить все аспекты.
Мне очень важно, чтобы родитель, приходя к нам, не рисовал себе идеальную картинку, а понимал, что и православный детский сад — место труда и искушений. Но вместе мы можем преодолеть все искушения и препятствия и будем работать на благо наших детей.
Вслед за чадом
Родители нередко приходят к вере через детей. Об этом я говорю вполголоса, поскольку тема обращения к православию деликатная, и не все готовы выставлять это напоказ. Но я сама свидетель таких историй. Многие родители, видя, как ребенок начинает молиться — с чистотой, искренностью — меняют свое отношение к вере.
Неправильно думать, что раз ребенок ходит в православную гимназию или детский сад, то он должен быть просто ангелом. Нет, у нас разные дети, из разных семей, и все они еще в пути — собственно, как и все мы. Наша Церковь — живая, путь каждого складывается не по трафарету. Но на примере детского сада можно найти подтверждение мнению святых отцов, что душа по природе христианка. Удивительно, но дети, которые приходят из разных семей, не всегда имеющие даже опыт воцерковления как таковой, здесь постигают молитвенную радость, учатся друг от друга.
Иногда, достаточно редко, у ребенка бывает некое противление (даже у малышей уже бывает заметна духовная брань), он не желает принимать причастие, молиться со всеми. Конечно, в таком случае мы начинаем работать в первую очередь с семьей. И здесь очень важна ответственная работа духовника детского сада или гимназии. Духовник нашего детского сада на связи практически всегда. К нему можно прийти на службу, можно позвонить и обсудить, что происходит с ребенком.
Роль духовника в детском саду огромна. Мы видим трогательные примеры того, как детки относятся к батюшке, особенно те, кто только в начале своего пути к воцерковлению. Для них священник — это воплощение Бога. Они даже называют его «боженька». Это уже потом, становясь старше, они понимают, что он только служитель Божий, но малыши видят в нем образ Христа.
Не так давно у нас в детском саду появился семейный клуб. Это не лекционное собрание, а общение в конце рабочего дня за чашкой чая, в непринужденной обстановке, с домашней выпечкой, пока дети играют в игровой. Так детский сад становится общим семейным пространством, куда не просто «сдают» детей, чтобы иметь возможность отправиться на работу, но где все сообща: и воспитатели, и родители, и священники — трудятся на благо духовного развития ребенка.
Текст: Анна Перевезенцева
Фото: из архива православного детского сада города Дзержинска
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.