Компьютеры, смартфоны и планшеты есть практически в каждой семье. И часто говорят, что дети с их помощью уходят в виртуальную реальность. А с другой стороны, процесс их обучения построен так, что без помощи цифровых технологий не обойтись. Новые технологии, как это ни странно, увеличивают круг, скорее, вопросов, чем ответов. За ответами на вопросы на тему соблазнов в цифровом мире для детей и взрослых мы обратились к настоятелю Богородице-Рождественского храма села Катунки протоиерею Владимиру Гофману.
— Можно ли читать священные тексты с электронных устройств: смартфонов, планшетов и так далее? Моя воцерковленная подруга категорично утверждает, что нельзя.
— Ваша «воцерковленная подруга», видимо, думает не о содержании прочитанного, а о том, как бы себе не навредить чтением с такого устройства. Возможно, она до сих пор думает, что и текст Священного Писания, чтобы издать его тираж книгой, набирается не на компьютере, а материализуется чудесным путем из воздуха. Иногда удивляешься, даны некоторым людям мозги, или нет? А если даны, то почему они ими не пользуются? Когда-то пророк Моисей получил на горе Синай десять заповедей, которые были вырезаны на каменных скрижалях, потом появились папирус, пергамент, бумага. И священные тексты стали писаться на них. Неужели приверженцы папируса протестовали против бумаги? Не припомню. Что нам важно в тексте, на каком бы носителе он ни присутствовал? Содержание. Вот и весь ответ.
— Вижу в интернете предложения подать записки на разные требы онлайн-способом. А недавно увидел предложение исповедаться таким же образом. Можно ли исповедаться через электронное устройство? По голосовой связи, через мессенджер или приложение. Бывает, что трудно найти время для личного посещения храма.
— «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8:36). Так сказал Христос. А мы не можем найти время для посещения храма? Для спасения своей души? Это что? Что у нас за дела такие важные, что дороже своей бессмертной души? Удивительно и непостижимо. Наверное, весь мир приобретаем в это время. Меня всегда удивляли люди, которые записки о поминовении своих близких передавали в храм через кого-то. Главное для них, очевидно, чтобы имя прочитали — не важно, кто. А самому помолиться за своих родных — никак? Дела важные одолели? Я уж не говорю об электронных записках. Такая же глупость. Надо во время богослужения молиться самому, только такая молитва угодна Богу, а все другие — это некий откуп, думаю, он Господом не принимается. Об исповеди и говорить не стоит. Можно исповедаться и дома перед иконой. Главное, искреннее покаяние. Но есть еще и таинство, которое совершается только священником. А со стороны кающегося требуется некоторое усилие — хотя бы найти силы прийти в храм и посмотреть в глаза священнику, который является свидетелем покаяния. Какая тут может быть «голосовая связь»?
— Ловлю себя на мысли, что мы постоянно на связи, в любой момент можем созвониться или списаться с кем угодно, и точно так же кто угодно может достучаться до нас не в самые подходящие моменты. Хорошо ли, с духовной точки зрения, то, что люди стали общаться совсем по-иному?
— Свободу, как дар Творца, даже Он не отнимает. А цифровые технологии пытаются это делать, и у них, надо признаться, получается. Очень жаль. Значит, слаба наша вера и мы не умеем (и не хотим) сохранить Божий дар. И когда-нибудь, потерявши окончательно, заплачем.
— Часто вижу, что молодые люди, даже дети, идут, наклоняя голову и глядя в телефон. Можно ли считать, что таким образом человек стал поклоняться гаджетам, как богам?
— Какая разница, как мы будем называть эту зависимость? Она уже есть. Идаже своих детей мы не в силах от нее защитить. Дело не в том, чтобы отказаться от гаджетов (да это и невозможно), но знать опасность, контролировать свое пребывание в электронных устройствах, пользоваться ими только для дела — вот чему хотелось бы обучить детей. Да и взрослым эту опасность знать не помешает. Не раз видел картину: семья на отдыхе — все в телефонах. И не страшно?
— Мне кажется, что интернет с его безграничным доступом к любой информации, даже к непристойностям, ведет к разрушению душ подрастающего поколения. Какие ограничения для сына-подростка я могу сделать, чтобы хоть как-то оградить его от этого зла?
— Никто не знает вашего сына лучше, чем вы сами. Найдите слова, чтобы объяснить ему, в чем опасность интернета, что такое зависимость (любая) и к чему она приводит. Вы не сможете совсем запретить ему пользоваться интернетом (школа, уроки и так далее), но оградить его от зла, воспитав в нем волю и умение вовремя нажать кнопку, — это в ваших силах. Важно, что видит подросток вокруг. Если все, в том числе и родители, погружены в телефоны или планшеты, возьмет ли он книгу с полки, чтобы почитать? Сомневаюсь. Наш пример для детей трудно переоценить.
— Можно ли на заставку в телефоне поставить икону?
— А почему нет? Лишний раз помолитесь, открывая телефон.
— У нас православная семья, и мы старались не давать дочери телефон и ноутбук. Но она пошла в школу, а там требуют многие задания выполнять за компьютером. В каком возрасте можно давать ребенку планшеты, смартфоны, разрешать играть на компьютере, чтобы не навредить ему?
— Ко всему мы призваны подходить разумно, чувствовать меру. Все мы разные, и единых рецептов быть не может. Но у нас есть путеводитель — Священное Писание. Надо читать и думать о том, что прочитали и чем это полезно для нас, людей XXI века. Вот, к примеру, что говорит апостол Павел, для нас говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12). Вот так. Учите ребенка, чтобы ничто им не обладало, никакой гаджет. У вас получится, если только вами ничто не обладает.
— Я студентка, недавно стала приходить в храм. И начинаю понимать, что много простых удовольствий Церковь считает грехом. Батюшка в нашем храме говорит, что красиво одеваться или иметь последнюю модель сотового телефона не богоугодно. Неужели правда?
— Дело вовсе не в красивой одежде и не в модели сотового телефона. Дело в нашей зависимости. Однажды Христос сказал ученикам, что богатому трудно войти в Царство Небесное. А почему? Не потому, что он богат материально, а потому, что он зависим от богатства, и не только материального. «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? <…> Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф 19:16–23). Итак, ничто не должно нами обладать. Хочешь спастись — будь независим от материального. Но никто не запретит тебе материальными благами пользоваться, лишь бы они не стали для тебя светом в окошке. Мы для другого живем на земле. Вот о чем надо помнить: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 6:19–20).
Подготовила Мария Герман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.