Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



«Моя надежда» №2 2020 16:20, 14 октября 2020

На вырост!

Христианское воспитание сквозь тернии современности

Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придется говорить с Богом о детях, гласит старая еврейская пословица. Как привить ребенку христианское мироощущение, как вложить в его сердце семена веры так, чтобы они принесли добрый плод и не случилось остывания в подростковом возрасте? На эти и другие вопросы о православном воспитании и образовании детей отвечает клирик храма в честь Успения Пресвятой Богородицы города Бор протоиерей Николай Игошев.

Что делать, если неверующий муж категорически против воцерковления нашей трехлетней дочки? Он считает, что это насилие над ней и что она сама сделает свой выбор, когда вырастет. Как вести себя в таких обстоятельствах?
Валентина, г. Нижний Новгород

— С подобными вопросами супружеские пары опаздывают, как правило, на несколько лет, в то время как еще до свадьбы будущим супругам необходимо обговорить важные стороны их совместной жизни. Но начать никогда не поздно. Если вы будете жить по-христиански («Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение», по слову преподобного Амвросия Оптинского), то муж увидит, что вы, будучи христианкой, являете для дочки лучший образец любви и терпения, красоты и трудолюбия. Разве же он не пожелает, чтобы его дочка стала такой же, как вы?

Если же логически продолжить слова «сделает свой выбор», то и в школу отдавать не надо: вырастет — сама разберется, надо ей это или нет. Не надо и лечить, пока не вырастет и сама не разберется в составе таблеток и их нужности. Не надо насильно учить правильно держать ложку… Православная вера не система запретов и насилия, а действенная система научения и жизни в любви для других. Что человек посеет, то и пожнет — это слова из Священного Писания.

Как воспитать ребенка в любви к Богу и Церкви, чтобы он и в подростковом возрасте сохранил веру? Достаточно ли регулярно приходить с ним на богослужения и занятия в воскресной школе? Что делать родителям и чего не делать ни в коем случае?
Ольга Владимировна, г. Балахна

— Мне кажется, нужно попытаться с раннего детства окружить ребенка литературой, фильмами, книгами, где есть примеры мужества, великодушия, самоотверженности, проявления дружбы и т. п. Я имею в виду не только духовную литературу. Прежде всего, детей надо любить, заниматься с ними, уделять им время — то, что у нас в большом дефиците. Но самое главное — это обстановка в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей, в семье должен быть мир. Если для мамы и папы Христос не нечто внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а самое дорогое, важное и ценное для них самих, то дети без всяких слов воспримут Христа как источник мира, добра и любви, которые есть в семье.

Отсюда мы видим две основные ошибки. Первая — подмена внутреннего религиозного развития внешним. Зачастую родители учат ребенка не вере, а формам религиозного поведения — а это совершенно разные вещи. Вторая — перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь, в частности, на воскресную школу, которая должна быть дополнением к домашнему образованию. Воскресная школа — это факультатив. Основная школа — дом. Там учат молитве, общению с Богом, учат традициям, постам, правильным, христианским взаимоотношениям. И, главное, мы учим детей личным примером.

Итак, если правильно расставить акценты, то духовное и церковное воспитание детей будет совершаться естественно, как сама жизнь, без натуги, — но только при условии, если этим живет семья.

А если, наоборот, родители не говорят детям о своих переживаниях веры, о своем внутреннем опыте? Дети не видят, чтобы родители решали свои жизненные коллизии по-христиански. Отношения в семье не евангельские. Родители говорят одно, а делают другое. Налицо несоответствие исповедуемой веры и собственной жизни. Когда все общение сводится к ругани за плохие отметки, за нечищенные ботинки, а ребенка не слушают, его внутренним миром не интересуются — тогда в подростковом возрасте он, как правило, теряет душевный контакт с родителями, какое уж там доверие. К чему удивляться, что такая христианская жизнь не вдохновляет? Закономерный плод такого подхода — потеря благоговения и в дальнейшем отход от Церкви.

Но если что-то и не получилось, не стоит отчаиваться. Будем и дальше с Божией помощью работать над собой, молиться и верить, что те добрые семена, которые мы посадили, со временем дадут свои всходы. Преподобный Амвросий Оптинский так говорил: «Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания».

Я очень строгая мама. Глядя, как другие родители балуют своих детей, иногда задаю себе вопрос: может быть, и мне стоит быть помягче, почаще ласкать и потакать ребенку? Но боюсь избаловать сына. Что говорит Церковь о наказании детей, как именно это делать?
Вера Манакова, г. Бор

— Святые отцы, говоря об аскетике, то есть о духовных упражнениях, говорят о срединном, «царском», пути. Это как ковровая дорожка, по которой шествует царь, не уклоняясь с нее ни вправо, ни влево. В воспитании так же: неуместна ни излишняя строгость, ни, тем более, потакание. На мой взгляд, ребенку нечасто надо говорить: «Нет, нельзя!» Пусть он бегает (хоть бы и по лужам), прыгает, борется и даже кричит на улице. Он ребенок. Чтобы запреты действовали, их должно быть немного. Но необходимо очертить границы дозволенного, после которых мы говорим: «Нельзя». И если нельзя, то уже без оговорок. Нужно строго за этим следить и выполнять всегда. Чтобы наши слова не расходились с делом.

В наказаниях можно установить градацию: временное лишение сладостей, игр, телевизора и компьютера, походов в гости, других развлечений, отказ в покупке подарка, изоляция в отдельной комнате, в редком случае бойкот. Детям постарше — «наряд» на кухне, дополнительное задание по русскому языку или математике, если там есть что подтянуть.

Наказывать ребенка нужно в мирном расположении духа. Подождать, пока пройдет злоба, раздражение. Ведь мы наказываем не в отместку, не для того, чтобы с ним посчитаться, а чтобы остановить его, когда сам он остановиться не в состоянии. Наказание — шлагбаум, препятствующий продвижению ребенка по порочному пути, а вовсе не орудие пытки. Грех родителей заключается в жестокости, которая может проявляться и без физического воздействия, даже без грубых слов и без повышения голоса. Ребенка одним молчанием можно довести до самоубийства.

Воспитание не сводится к наказанию, оно основано на работе сердца и ума. Мы каждый раз должны думать, какой оптимальный выход найти из той или иной ситуации плохого поведения. Именно выход, а не способ наказания. Чтобы ситуация привела к научению ребенка. Ведь по-славянски слово «наказание» как раз и означает научение, а не причинение страданий.

Наказав ребенка, нужно его обнять, пожалеть, успокоить, заверить в своей любви. Еще раз объяснить, что наказывать вам было очень больно, но допустить непослушание вы не можете, именно потому, что его любите.

Ребенку третий год, ездит с нами в воскресные дни в храм, но богослужение для него утомительно. Начинает плохо себя вести, хулиганить. Иногда приходится его наказывать. Мои родители говорят, что ни к чему «мучить» ребенка в церкви, что он все равно ничего не понимает в таком возрасте. Как быть?
Елена Викторовна, г. Нижний Новгород

— Детям трудно сосредоточиться на том, чтобы длительное время или несколько часов неподвижно стоять на одном месте. Поэтому к богослужению у них совсем другое отношение, чем у взрослых. Я полагаю, им достаточно побыть в храме какое-то непродолжительное время и затем можно выйти на территорию храма, где в последнее время не зря построили детские городки. Пусть бегают там, а не по храму. А чтобы внушить им торжественность момента, когда они в церкви, нужно соответственно их одевать и устраивать после «молитвенных трудов» что-нибудь для них радостное, и для души, и для тела. И постепенно вместе изучать, что же происходит во время богослужения, что символизируют те или иные действия.

Текст: Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.