Влажно, серо, развалины строений. И красивые фигурные красного кирпича ворота. Мы находимся в удивительном месте, где даже непогода не портит впечатления. Это бывший Спасо-Зеленогорский монастырь. Место древнее, дата основания — 1653 год. Инок Иона и строитель Феодосий поселились тогда на Белой горе возле речки Пасмуровки. Была гора Белая, стала Зеленая: где-то в веках затерялось прежнее название, как померкла и былая слава обители. Но сейчас сюда снова можно прийти помолиться.
Предсказание батюшки Серафима
Вадский район — ширь необъятная, простор для глаз и сердца: поля, перелески. Именно такая красота окружает село Зеленые Горы, в котором и стоит древняя обитель. Вернее, то, что от нее осталось. Давным-давно отец Иона с Феодосием избрали это место для своего пустынножительства. К ним стала стекаться монашеская братия. Монастырь строился и развивался.
— Но уже к началу XVIII века место стало приходить в запустение, — рассказывает сотрудница Вадской центральной библиотеки Наталья Трусова. Она обобщила труд своих коллег в книге «Под сенью дивного Серафима: история Спасо-Зеленогорского монастыря». — Предположительно это было связано с тем, что не заладились отношения с местным населением. Мы нашли письмо братии с жалобой к царю Алексею Михайловичу Романову: однажды они вышли на покос, и… «побили нас кольем и дубиньем, а многих монахов забили до смерти».
Обитель стала пустеть. Пока через несколько десятилетий здесь не появилась крестьянская вдова Мавра (по другим документам — Марфа) Матвеевна. Она привела с собой шесть крестьянских вдовиц. Со временем число насельниц увеличилось.
История обители тесно связана с именем преподобного Серафима Саровского. Молодым иноком он приходил в Зеленые Горы на ежегодную ярмарку и покупал мед, воск, овчину и прочее для саровской братии. Преподобный видел монастырь совсем не процветающим, скорбел об этом и говорил, что это место прославится.
Преподобная Ирина и отец Владимир
Пророчество сбылось. Когда началось обустройство обители, преподобный очень радовался и отправил в Зеленые Горы одну из дивеевских сестер — будущую блаженную Ирину (Лазареву).
— Она обладала даром исцеления, — рассказывает Наталья Трусова. — К ней обращались не только жители Зеленых Гор и соседних деревень, но и приходили издалека. Например, девочка привела свою ослепшую мать. Инокиня Ирина помазала ей глаза маслом от иконы, и женщина прозрела. Мать Ирина много помогала людям. Она была совершенно лишена стяжательства. В благодарность люди приносили ей вещи, продукты, даже деньги, но она ничего не оставляла себе, а узнав, кто в округе нуждается в средствах, ночью приходила к его дому и либо на подоконнике, либо на пороге оставляла то, чем могла помочь. Все же потом стало известно, кто это делает.
Ее земной путь завершился, когда ей было 100 лет. Похоронили матушку на монастырском кладбище. После революции погост уничтожили, и место упокоения великой подвижницы кануло в небытие.
Еще один подвижник жил в Спасо-Зеленогорском монастыре. Священника Владимира Алексеева иногда называли Крутовским. Возможно, потому, что пришел в обитель из села Крутой Майдан. Он был женат, но бездетен. Его почитали блаженным. Со временем прославился даром предвидения. Известно, что носил вериги. Всех встречал улыбкой и добрым словом. Он очень любил ходить на Святые Ключи, что в нескольких километрах от Спасо-Зеленогорского монастыря. Каждый источник назван в честь одного из святых апостолов. В памяти народа осталось, что забили источники по молитве преподобного Серафима Саровского, который шел с ярмарки, захотел пить, помолился, и ему явились 12 апостолов, держащие в пригоршнях воду.
Отец Владимир тоже там молился. Там же исполнилось и его предсказание по поводу своей кончины. Летом пошел он с местными жителями на Святые Ключи совершать молебен о ниспослании дождя. А после молебна опустился на колени, поднял руки к небу, сказав: «Дух свой предаю Тебе, Господи» — и скончался.
И приют для девочек
Наибольшего расцвета монастырь достиг при последней игумении Таисии. В миру ее звали Пелагия Ивановна Скрипкина.
При ней, по одним документам, за обителью значилось 538 десятин земли, по другим — 640. Монастырю принадлежали кирпичный завод, мельница, несколько хуторов, пасека. Было у обители и два подворья в Арзамасе и Нижнем Новгороде. Последнее находилось на Ново-Немецкой улице, близ церкви Трех святителей.
В монастыре действовали странноприимный дом для паломников, школа с приютом для девочек-сирот, амбулатория с фельдшером из сестер.
В 1893 году Спасо-Зеленогорская обитель наконец получила статус монастыря. В 1903‑м сестры были приглашены в Саров на прославление преподобного Серафима, игумения Таисия тогда удостоилась личной беседы с императором Николаем II.
Скорбь и надежда
За несколько лет до революции в монастыре случился страшный пожар, потом новый многопудовый колокол во время подъема упал с колокольни. Люди зароптали, ожидая бед. С 1918 года в обители начали разрушать храмы, иконы сжигали на кострах, делали из них столы и табуреты. Страшным кощунством было и уничтожение церковного кладбища, где были похоронены 300 монашествующих, в том числе схимонахов, а также миряне. Погост не просто сравняли с землей — на его месте построили школьный стадион.
Совсем закрыли обитель в 1928 году. Сестер прогнали, но часть из них поселилась поблизости. Некоторые даже в землянках.
Здания постепенно стали разрушаться. Во время войны сюда привезли эвакуированных детей — открылся детский дом. После Великой Отечественной здесь появилась средняя школа. Детский дом и школа существовали до перестройки.
В начале нашего века обитель в Зеленых Горах начала возрождаться. Когда-то здесь было четыре храма — один из них, в честь Казанской иконы Божией Матери, восстановлен в историческом виде. И роспись, и убранство — все как прежде. Сейчас он приходской, приписан к центральному храму Вадского благочиния Лысковской епархии — Покровскому. А возрождали церковь сестры Дивеевской обители. Опять судьба Зеленых Гор переплелась с судьбой Дивеева!
Службы здесь проходят регулярно: литургии и молебны с акафистом. Прихожан немного. Зато постоянных, а не случайных. Это жители Зеленых Гор и соседних деревень.
Трудились всей округой
Староста Казанской церкви Галина Канатова живет здесь же, в селе Зеленые Горы. Приехала сюда по распределению в 1977 году работать учителем и воспитателем в детском доме и стала одной из тех, кто по зову сердца, а не по чьему-то приказу или просьбе взялся приводить в порядок территорию бывшего монастыря.
— Когда я впервые здесь оказалась, — вспоминает Галина Яковлевна, — меня поразили добротные постройки: большой спортзал, общежитие для учителей, детский спальный корпус. Часть была построена заново, а часть — прежние монастырские строения. В школе у нас училось около 100 человек — из детского дома и местные со всех сел. Школа была средняя.
Я застала монахиню, которая жила в небольшом домике у пруда. Года через два после моего приезда он сгорел, и ей дали другой, здесь же, в Зеленых Горах. Я очень много с ней разговаривала. Она была горбатенькая.
Наташа-горбатенькая говорила, какой богатый был монастырь. А мой муж рассказывал (он в детстве жил в Отереве), что в их деревне тоже были монахини. И у них были такие вкусные соленые грибы! Он надолго их запомнил. Видно, по монастырским рецептам готовили.
В 1980-х годах у нас построили новую школу, а в 1988-м закрыли детский дом. Помещения стали никому не нужны. В Казанской церкви в советское время был клуб, и, когда здание забросили, здесь стали проявляться лики святых. На стене и под куполом. И мы вместе с нижегородцем и здешним уроженцем Геннадием Николаевичем Гудковым хотели сделать здесь хотя бы часовню. Просто чтобы не заброшено было. Все население собиралось. Мы столько работали! Вывозили, убирали, поставили окна. Тогда еще был колхоз — и трактора выделяли, и все, что нужно. Потом уже Дивеевский монастырь начал здесь заниматься. И храм быстро поднялся. В 2013 году начали строительство, в 2015‑м освятили. И теперь такая радость у нас, такая красота в Казанском храме!
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.