Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Исторический атлас > На земле князя Пожарского
«Ведомости Нижегородской митрополии» 17 (125) 16:33, 14 сентября 2017

На земле князя Пожарского

Раненый князь Пожарский принимает послов от Нижегородского ополчения.
Вильгельм КОТАРБИНСКИЙ, 1882 г.

В этом году исполнилось 375 лет со дня смерти освободителя земли Русской Дмитрия Михайловича Пожарского. В наши дни на слуху чаще имя Кузьмы Минина, это его нижегородцы называют своим великим земляком. Я же с гордостью всем заявляю, что мой земляк — Дмитрий Пожарский: лучшие детские годы я провел в селе Юрине Балахнинского района Горьковской области, где его особо почитают, и с молоком матери впитал в себя предания о жизни князя на Нижегородчине.

В деревне у бабушки

Еще в пятилетнем возрасте худеньким вихрастым мальчишкой впервые попал я в Юрино. Все мне, городскому жителю, было там интересно. Нескончаемым потоком сыпались из меня вопросы:

— А почему село называется Юриным?

— Его назвали так в честь Юрия Долгорукова, — охотно отвечала моя бабушка Наталья Степановна Медведева, которая очень обрадовалась приезду внука на все лето.

— А почему деревенские гордятся, что здесь жил Дмитрий Пожарский?

— В трудную годину народ призвал его освободить Москву от врага…

А я, не дослушав, уже мчался, сшибая одуванчики, по узкой тропинке, к водоему, который казался мне тогда большим озером. Я так и сказал однажды:

— Бабуля! Я пошел купаться на озеро.

— Это не озеро, это купальня рода Пожарских, — крикнула мне вслед бабушка.

Пожарский, Пожарские, Дмитрий Пожарский — эта фамилия склонялась в Юрине ежедневно. «Церковь князя Пожарского», «вотчина воеводы Пожарского», «усадьба полководца Пожарского», «могила Дмитрия Пожарского»…

Могилу я, конечно, не видел, но в домашней церкви Пожарских в последующие приезды бывал неоднократно. Говорят, Дмитрий Михайлович построил ее в 1615 году в честь Казанской иконы Божией Матери. Он был уверен, что именно эта чудотворная икона духовно помогла его ополчению разгромить литовско-польских захватчиков. С каким-то внутренним трепетом я заходил в церковь. К тому времени она использовалась как кладбищенская часовня. Меня очень удивили бревна, из которых она была сложена, — толстые, словно закрученные в спираль, почерневшие…

— Бабуля! Неужели этой церкви больше трех столетий? — удивлялся я.

— Конечно! Ей даже больше 350 лет.

Тогда для меня даже 100 лет казались вечностью. И только с годами я начал осознавать, что для истории 100 лет — мгновение.

Из уст в уста

Наталья Степановна пересказывала мне предания, слышанные ею от ее бабушки. В XVII веке князь Пожарский часто приезжал в летнее время в Юрино из села Вершилова. Он молился в церкви, гулял по лесу, отдыхал возле купальни. Крестьяне очень любили его: и как спасителя русского народа, и как справедливого барина. Даже когда воевода умер, деревенские мужики продолжали поддерживать церковь в надлежащем состоянии. Я и сам видел, что сгнившие бревна нижнего венца заменили новыми, хотя при этом церковь слегка покосилась. Поэтому прихожане заходили внутрь слегка пригибаясь.

В 1997 году была проведена генеральная реконструкция церкви, с участием рестравраторов, специализирующихся на культовых постройках. Те очень удивились, осмотрев храм. Оказалось, что нигде в России больше не сохранилось аналогичной клетской церкви без алтарного прируба. Все строение было пронумеровано и разобрано. Пришедшие в негодность детали заменили на новые. При сборке сохранили старые деревянные элементы, не поврежденные плесенью. Церковь выровняли, изготовив новый фундамент. После реставрации она стала использоваться как приходской храм.

На ночь бабушка читала мне сказания о подвиге Пожарского из третьего тома историка Василия Сиповского. А ночью мне снилось, как я вместе с воеводой-ополченцем Пожарским на Сретенке оборонял Москву от наступающих поляков. Как известно, в том бою он получил многочисленные ранения и соратники вывезли его в родовое имение в суздальском селе Нижний Ландех. Но не успел князь долечиться, как народ снова призвал его защищать родину от захватчиков. И Пожарский в короткий срок создал боеспособную армию ополченцев, которая сумела разбить хорошо обученные войска поляков.

В 1992 году моей любимой бабушки не стало. Мы похоронили ее возле церкви, как она и завещала: «Хочу лежать в земле рядом с народным героем Пожарским!» До последних своих дней она верила, что князь Дмитрий похоронен именно здесь. Вспоминаю ее слова, сказанные незадолго до смерти:

— Предание гласит, что Пожарские были из рода Рюриковичей и Дмитрий изначально был похоронен в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. Но в 1762 году, с приходом к власти императрицы Екатерины II, род дворян Пожарских, сторонников задушенного царя Петра III, был подвергнут гонению: правнук великого полководца вынужден был бежать в Пруссию, а оставшиеся родственники сменили фамилию Пожарских на Григорьевых. В 1765–1766 годах по указанию архимандрита Ефрема часовню с гробом Пожарского в Спасо-Евфимиевском монастыре разрушили. Пропали и его останки. Из уст в уста крестьяне передавали предание о том, что соратники князя тайно вывезли его гроб подальше от гнева Ефрема в окруженное лесом и болотами село Юрино. Здесь и похоронили народного героя возле родовой Казанской церкви. Старожилы рассказывали, что был и надгробный камень с надписью, но, якобы, его вывезли на Лебедевское озеро.

Бабушка и сама в малолетнем возрасте на кладбище возле церкви видела древние эпитафии и даты на надгробных камнях, но читать тогда не умела, а зарисовать цифры и слова не догадалась. Когда церковь ремонтировали, несколько таких камней использовали для укрепления фундамента.

Казанская приходская церковь в селе Юрине.
Внизу справа — могила Н. С. Медведевой

Это — моя история

После смерти бабушки я неоднократно приезжал в Юрино. Оставляя цветы на ее могиле, не забывал положить цветы к почерневшему кресту на безымянной могиле, вспоминая добрым словом князя Пожарского. Убирался в алтаре Казанского храма, с трепетом дотрагивался до старых, утративших лики икон, к которым, возможно, прикасался сам воевода, ходил по скрипучим доскам пола, по которому ходил Пожарский… Все это — история моей Родины, также и история рода Медведевых, который бережно хранит память о жизни великого человека. И я сохраню предания о жизни Дмитрия Пожарского и передам их своим детям и внукам. Уверен, что в сердцах благодарных потомков память о его подвиге будет жить вечно.

К сожалению, в нашей области очень мало написано о жизни воеводы Нижегородского ополчения. Между тем конечный военный успех Пожарского служит убедительным мерилом одаренности этого полководца. Благодаря ему князь Дмитрий встал в один ряд с Александром Нев­ским, Михаилом Кутузовым, к которым обращались за помощью в трудные для страны времена. Забыв об обидах и амбициях, и Невский, и Кутузов, и Пожарский с готовностью шли защищать Родину. И пусть Пожарский родился в 1578 году на Суздальской земле, но именно в Нижнем Новгороде формировалось ополчение, а сколько в Нижегородской губернии Пожарский построил на свои деньги монастырей, храмов и церквей… В исторических книгах Смирнова, Гацисского, Погодина, Даля указаны построенные на деньги думного боярина Пожарского православные храмы в селах Пурех, Пестяки, Медведково, Юрино, Вершилово, Петряевской пустоши. Он жертвовал и нижегородскому Вознесенскому монастырю. А знамя победителей-ополченцев долгое время хранилось в поместье Дмит­рия Михайловича — в Пурехе.

Иван Медведев

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.