Продолжая внимать ветхозаветной истории взаимоотношений Бога и человечества, мы подошли ко временам формирования народов и стран, начавшимся после Вавилонского столпотворения и смешения языков.
В пустоте души
По мере расселения человечества все дальше в неизвестные земли предания об истинном Боге и религиозные установления начали искажаться и забываться. Но в людях все же теплилось религиозное чувство и оставалась потребность в богообщении. Утратив понятие о Боге невидимом, человек стал обожествлять предметы и явления окружающего мира, которые поражали величием и красотой, устрашали, представлялись наиболее полезными или духовно значимыми. Люди начали поклоняться твари вместо Творца.
В качестве богов человечество стало почитать сначала небесные светила: Солнце, Луну и звезды (сабеизм получил особенное распространение в Месопотамии), затем — животных (в Египте был развит зоотеизм) и человека (греческий антропотеизм). Ложным богам люди приносили жертвы, строили для них храмы — капища, изготавливали их фигуры — идолов, кумиров. Так на земле появилось идолопоклонство, называемое также язычеством (от слова «язык» — народ), то есть представление о Боге в соответствии с ограниченностью разума и греховностью того или иного народа.
Поклоняясь своим богам, стремясь подражать им, люди начали обоготворять свои плотские чувства вплоть до грубых пороков. В образах божеств им являлись демоны, и им люди совершали культовое служение. Потеряв память о Боге и вечности, идолопоклонники тщетно пытались заполнить пустоту души земными удовольствиями, стремясь взять от видимой жизни как можно больше.
К Небесному Отечеству
Волны суеверия и порочности вновь, как и перед Потопом, грозили уничтожить истинную религию и ее главный корень — веру в Спасителя человечества от рабства греху и духовной смерти. За два тысячелетия до рождения Христа истинная вера сохранилась только в благословенном роде Симове, в семье Аврама. Господь избирает этого крепкого духом патриарха для несения подвига веры — сохранения и распространения истинной праведности и веры в грядущего Мессию.
Отец Аврама Фарра был потомком благочестивого Евера, который происходил по прямой линии от Сима, сына Ноя. Фарра родился в Уре Халдейском, в Месопотамии. Долгое время город Ур был известен историкам только по Библии, а в 1920-х годах его обнаружили археологи. В южной части Месопотамии, в так называемой Халдее, на правом берегу Евфрата, верстах в десяти от него, археологи раскопали остатки древнего города. Судя по надписям, это был Ур Халдейский. Раскопки показали, что Ур был одним из самых цивилизованных городов Древнего мира, высококультурным и благоустроенным. Окружающая семейство Фарры шумерская цивилизация была пропитана идолопоклонством. Всюду возвышались идольские капища, зиккураты, а служение идолам часто принимало грубо чувственные, постыдные формы. Все это не могло не оказать дурного влияния, так что сам Фарра к концу жизни изменил своей вере и стал идолопоклонником (Нав 24:2). Но его сын Аврам остался верен Единому Богу и отстаивал истинную веру даже в доме своего отца.
Чтобы отдалить праведника от идолопоклоннической среды, Господь повелевает Авраму переселиться из Халдеи в Ханаанскую землю, которую обещает отдать ему и его потомству на вечные времена. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:1–3). Это значило, что в потомстве Аврама родится обетованный Спаситель мира.
Авраму в это время было 75 лет, он был женат и, хотя не имел детей, все-таки вполне устроился на своей родине. Требовалась большая вера, чтобы оставить все и идти в неизвестную землю. Но Аврам немедленно исполнил Божественное повеление: взяв жену Сару, племянника Лота, оставшегося сиротой, и слуг, он отправился в нелегкий путь, пока не зная, куда приведет его Господь.
Это был самоотверженный шаг ветхозаветного праведника: Аврам еще до Христа исполнял заповедь Христову: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мк 8:34). В его лице Господь за много столетий до христианства открыл людям высокую мысль о том, что человек — странник в земной жизни и вся она должна быть наполнена стремлением к Небесному Отечеству.
Чтобы не разлучаться с сыном, во главе каравана вместе с Аврамом пошел и его отец Фарра, но Господь не позволил ему как идолопоклоннику войти в Землю обетованную. Он ее даже не увидел: «и было дней [жизни] Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране» (Быт 11:32).
Палестина и период патриархов
Когда Аврам пришел в Ханаанскую землю к реке Иордан, вновь «явился Господь Авраму, и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт 12:7). В память этого обетования Аврам воздвиг на месте явления Господа жертвенник и принес жертвы со смиренной молитвой о прощении своих грехов. Обетованной Авраму землей (ныне Палестина) владели в те времена хананеи — потомки Ханаана, сына Хама.
Географически Палестина была особенно удобна для сохранения избранного народа от влияния царившего в мире нечестия и идолопоклонства. С севера она защищена Ливанскими горами, с востока — Сирийско-Аравийской пустыней, с юга — каменистой Аравийской пустыней, а с запада — Средиземным морем. Расположение Палестины было удобно и для будущей проповеди христианства: она находится между Азией, Африкой и Европой, и так, что благовестникам были открыты быстрые пути в другие страны.
Через год в Ханаанской земле случилась засуха и настал голод. По Божественному внушению Аврам временно покинул Обетованную землю и переселился в Египет — житницу Древнего мира. Египетская цивилизация уже блистала величием. С этой страной в Священном Писании будет связано много страниц.
Итак, родоначальник богоизбранного народа патриарх Авраам — вторая буква в его имени и имени его жены возникнет позже по особому указанию Божию — занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. От своего призвания до кончины он находился под особым Божественным попечением, Бог руководил его жизнью. Имея совершенную веру, он безоговорочно принимал Божественный Промысл и подчинялся во всем воле Божией. С патриарха Авраама начинается история народа, из которого произошла Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя мира. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим 4:3).
Отцы Церкви и христианские писатели используют историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видят в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под Божественным покровительством по пути совершенства.
Верность Сарры
В Египте Аврам чуть было не лишился жены и собственной жизни. История о пребывании Сары в доме фараона подчеркивает высокий статус супруги патриарха и ее верность, достойную веры самого Аврама.
Египетские чиновники не препятствовали кочевым племенам пасти стада на свободной земле, но за это они брали с них определенную плату. Кроме того, они иногда забирали у кочевников красивых женщин и посылали их в гаремы вельмож или самого фараона. Зная о деспотизме фараонов, Сара по просьбе мужа назвалась его сестрой, иначе египтяне могли убить Аврама, чтобы завладеть его женой. В этом не было полного обмана: Сара действительно приходилась Авраму сестрой по отцовской линии (Быт 20:12). Предосторожность оказалась не напрасной: красивая Сара понравилась царским вельможам и была доставлена во дворец фараона. Ей было уже около 60 лет, но это не должно удивлять: люди жили значительно дольше и, соответственно, старились позже.
Господь сохранил чистоту Сары, поразив «тяжкими ударами фараона и дом его» (Быт 12:17). Фараон внял грозному преду-преждению и не посмел взять в жены Сару, узнав, что она жена, а не сестра Аврама. Укорив его за обман, властитель Египта повелел праведнику удалиться с женой из страны. Аврам вернулся в Обетованную землю, в окрестности Вефиля, где возобновил жертвоприношения, призывая Господа.
Святитель Иоанн Златоуст в беседах на Книгу Бытия пишет: «Смотри, как расширялось поприще праведника. Господь устроил так, чтобы он сделался наставником не только для живших в Палестине, но и для египтян, и чтобы всем явил свет своей добродетели». А преподобный Ефрем Сирин добавляет: «Сарра отведена в дом царев (и для того), чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сарры в лице ее видели поучительный для себя пример, а именно, что, как Сарра не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом фараонов подвергнут казням для избавления Сарры, так, при избавлении чад ее, будет поражен весь Египет».
Иерей Сергий Ураков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.