Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Начать с себя
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (85) 14:31, 14 января 2016

Начать с себя

2133454464В потоке критики в адрес Церкви чаще всего можно услышать упреки в хамском поведении «бабушек», несущих послушание у подсвечников. Их замечания о должном и недолжном поведении, о внешнем виде стали притчей во языцех. Но не меньшая проблема — самочиние прихожан, присвоивших себе право поучать в церкви.

Итак, хамство в церкви… Да, есть такая проблема, но не так уж она велика, как ее пытаются представить. До перестройки, пока действовали три храма на город, такой проблемы не было. Она появилась на рубеже 1980–1990‑х, при массово открывающихся храмах. Народ хлынул в церковь, каждый день — новые лица. Говорить о приходах, складывающихся общинах слишком рано. Священников катастрофически мало, люди, можно сказать, были предоставлены самим себе. Церковных работников тоже не хватало.

И сейчас, а тем более тогда эти бабушки трудятся либо за чисто символическую плату, либо бесплатно. Таких людей, готовых оказать свою любовь к Господу, трудясь безвозмездно или за малое вознаграждение в Его храмах, оказывается не так уж и много. Любить‑то Бога народ любит, а вот отдать свое время и силы Церкви способны не все. У кого — внуки, у кого — болезни, а у кого-то просто более интересные занятия есть. В церкви рады всякому помощнику. Как в евангельской притче: когда званые гости не захотели прийти на пир, за праздничный стол посадили всех, кого нашли на распутьях дорог — нищих, увечных, хромых и слепых.

В церкви человек меняется к лучшему, однако меняется не в одночасье. У каждого своя духовная скорость. Поэтому не торопитесь осуждать ту работницу храма, что была груба с вами, а помолитесь о ней хотя бы так: «Господи, будь милостив, помоги рабе Своей». В этом случае неприятная ситуация принесет пользу и вам, и несдержанной работнице, и на душе у вас не останется неприятного осадка.

По милости Божией церковная жизнь устраивается, приходы складываются, большинство людей в храме здороваются — значит, знакомы. Да и, стоит отдать должное, отцы-настоятели ведут работу с церковными свечницами. Те же, кто до сих пор говорит, что хамство бабушек препятствует им посещать храм, либо давно там не были, либо лукавят.

Мальвины в церкви

Работницы храма — одна сторона проблемы, а есть и другая. Поведение самих прихожан. Зачастую человек, не облеченный никакими инструкциями, находит себя вправе поучать, давать совет или подсказывать таким же прихожанам.

Вот юноша причастился за литургией Святых Христовых Таин, а перед выходом из храма приложился к некоторым иконам, которые особо чтит. Тут одна раба Божия подходит к нему и говорит, что так делать нельзя: «Причастие выше всего, и прикладываться к чему-либо после — унижать святыню». То есть озвучивает известный предрассудок. Повисает неудобная пауза, неловкость положения тяготит обе стороны.

Чего хотят добиться эти поборники истины? Наверное, принести пользу, просветить незнающего. Вряд ли они лукавят. Но что дает им внутреннее право поучать другого человека, даже если они стоят на позиции правды?

Вспомним фильм-сказку «Приключения Буратино». Когда пудель Артемон по приказу Мальвины отвел Буратино в чулан, она спросила: «Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь?» Девочка с голубыми волосами ожидала, что длинноносый деревянный человечек раскается в том, что сунул свой нос в чернильницу и с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Мальвина была куклой и могла играть только заданную маской и костюмом роль. Роль ханжи и чистоплюйки. Дорогие сестры-христианки, не будьте мальвинами! Не торопитесь всякого, у кого, как вам кажется, капают чернила с носа, сажать в свой ментальный чулан. Удержите своего внутреннего пуделя. Все может оказаться не так, как вы думаете. Наш юноша оказался епархиальным работником, окончившим духовную семинарию. Он многое мог бы рассказать сердобольной мальвине, но произнес только: «Простите!» — и вышел из храма.

Роль Мальвины всегда будет проигрышной.

Искушение для новоначальных

Жаждущих поучать хватает и без Мальвины. По ощущениям самого человека, он движим только высоким чувством. Очень часто такое искушение ждет воцерковляющихся или нововоцерковленных. Человек видит перед собой глыбу Православия. Можно представить себе того, кто пошел в библиотеку и взял книгу. Открыл, возможно, прочитал страницы две и захотел обязательно поделиться с ближним.

Это ничего, что с золотыми фондами он еще не ознакомился. Зато побывал несколько раз в храме, свечки ставит, записочки подает, даже в монастырь раз съездил и начал в Великий пост поститься. Время поучать других.

Действительно, апостол Павел говорит, что если замечаешь грехи других, то надо людям говорить об этом. Вот только в чем подвох? В том, что для начала надо самому очиститься от того, в чем собираешься обличать другого. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума».

Если ты сам что-то прочел в литературе, но ничего толком не понял, не пережил, то твои советы в большей степени будут похожими на профанацию. Так почему же мы продолжаем поучать других?

Можно ли учить другого плавать, если сам не умеешь? Или рассказывать о том, как красиво в Австралии, если сам там никогда не был? Наговорить можно много всего, но какая от этого польза?

Не приходилось ли вам замечать, насколько осторожными в высказываниях могут быть священники и монахи? Люди учатся фильтровать каждую мысль, слово, поступок.

И апостол Павел задает желающим поучать прямой и незамысловатый вопрос: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим 2:21). А чуть раньше дает на него ответ: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого» (Рим 2:1). И объясняет, почему: «Ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим 2:1).

Мы в себе таких недостатков не видим. Зато очень хорошо видим их в других. Поэтому мы и учим другого, а не себя.

Есть хороший способ проверить, надо ли человеку что-то сказать. От всего сердца помолитесь, хотя бы трижды прочитав Иисусову молитву. Если желание кому-то помочь советом не пропало, тогда советуйте. Но лучше взять за правило советовать только в тех случаях, когда тебя об этом попросят.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.