С избранием учеников, которым предстояло стать вестниками Царствия Божия, Господь начинает открывать им и приходящему народу тайны и духовные сокровища Царствия Божия. Одну из таких проповедей, по Матфею (Мф 5–7), Спаситель произнес на горе, отсюда и ее название — Нагорная. Евангелист Матфей излагает ее полно и обстоятельно, в то время как у Луки (Лк 6:17–49) мы находим ее сокращенный вариант, а также отдельные схожие фрагменты в разных местах его Евангелия. Возможно, Матфей, желая изложить всю сущность евангельского нравственного учения сразу и максимально полно, добавил к произнесенному здесь Спасителем сказанное Им в другое время и при других обстоятельствах.
О чем же эта проповедь? Господь говорил о Царствии Божием и противопоставлял его всем державам мира сего, всем видимым человеческим организациям, подчеркивая, что оно «не от мира сего». В нем действуют иные законы, но оно приходит в этот мир, неся законы Неба. Это не новый общественный строй или политическая система — это новая жизнь человеческой души, мир, в котором нераздельно царствует Бог. Переживаемое человеком состояние правды (праведности), мира и радости во Святом Духе и есть сопричастность Царствию Божию. Оно может быть внутри каждого человека, в глубинах его духа, в его чистом сердце. В это духовное Царство зовет Господь, но условием вхождения в него является очищение души от греха, сопротивление злу, добровольный духовный подвиг.
Нагорная проповедь начинается, по Матфею, девятью заповедями блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
Заповеди были и у Моисея, но в отличие от ветхозаветных, в новозаветных заповедях нет императива. Они лишь раскрывают определенные духовные закономерности, следовать которым возможно только по свободной воле. Господь призывает Своих последователей приобрести добродетели, которые присущи Ему Самому.
Кроме обещаний награды за добродетель в Евангелии от Луки приведены и грозные предупреждения о последствиях нарушения этих заповедей: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк 6:24). Речь здесь идет не о богатых в буквальном значении этого слова, а о тех, кто является противоположностью нищих духом (смиренных), то есть о гордых, тщеславных, стремящихся к почестям. Такой богач может быть материально бедным, но при этом находиться в самомнении и превозноситься над другими.
Подлинным наслаждением для гордых, как, впрочем, и для пресыщенных исполнением похотей, греховно беспечных и праздных, является удовлетворение своих страстей. Блаженство Царствия Божия для них закрыто.
«Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете», — передает евангелист Лука (Лк 6:25). Смеющиеся противопоставляются плачущим. Под смеющимися здесь разумеются люди, не думающие о своих грехах, не сокрушающиеся о них. Они восплачут и возрыдают, когда коснется их суд Божий. Несправедливо думать, что Господь осуждает здесь всякий смех. Он Сам присутствовал на браке в Кане Галилейской, где, несомненно, смеялись и веселились. Веселая улыбка ребенка, смех и веселие при встрече с родным и близким человеком и даже умеренный беззлобный юмор не могут быть пагубны для человека. В Нагорной проповеди осуждается дерзкий смех, легкомысленная праздность, отрицающая необходимость покаяния, злобные насмешки, безумный хохот, пошлый смех, смехотворство.
У святых отцов и современных библеистов, кстати, встречаются указания на имеющиеся в Священном Писании юмор и иронию. Преподобные Ефрем Сирин и Максим Исповедник, например, видят их в словах Божиих, обращенных к Адаму: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт 3:22), а также в речи пророка Илии, обращенной к жрецам Вааловым: «В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» (3 Цар 18:27).
Господь предупреждал Своих последователей, что они будут гонимы за имя Его, но не должны смущаться этим, ибо их ожидает за то великая награда на Небесах. Озлобленный против Его учения мир будет хвалить и хорошо отзываться только о тех, кто потворствует людским слабостям и приспосабливается к общественному мнению. Такими были лжепророки, предсказывавшие грядущее счастье сильным мира сего ради награды. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк 6:26). О праведных людях тоже кто-то говорит хорошо, но не все: люди мира сего не выносят праведности и потому всегда найдутся те, кто будет гнать истинного праведника.
Своих последователей Спаситель сравнивает с городом, стоящим наверху горы, и со свечой, которую «не ставят <…> под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф 5:15). Апостолы и все христиане призваны просветить мир светом Христова учения. Светильником же, «сыном света», то есть проповедником Евангелия, ученика Христова делает добродетельная жизнь.
Об утрате основного свойства
Ученики Христовы, по Его словам, подобны некоему веществу, способному даже в малом своем количестве преобразить окружающую себя среду: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф 5:13).
Мысль Спасителя, положенную в основание этих слов, можно выразить так: если вы в точности исполните в своей все Мои заповеди, то не бойтесь никаких гонений — вы будете обладать такой силой духа, что распространению Моего учения ничто не сможет помешать. Но если отступите от заповедей, то потеряете эту силу и сделаетесь бесполезными в деле проповеди Евангелия, как бесполезна бывает соль, утратившая свое свойство — соленость.
Соль предохраняет продукты от порчи и делает пищу вкусной и полезной. Подобно этому и христиане своим служением Богу и людям, своим образом жизни и живым словом должны предохранять мир от нравственной порчи и духовного разложения, способствовать его оздоровлению.
Многие экзегеты задавали вопрос: разве соль может потерять силу, и по-разному отвечали на него. Скорее всего, говоря о соли, Господь имел в виду не привычную для нас поваренную соль, а органическую, которую добывали из морской соли. Она, в частности, употреблялась и в медицинских целях. Возможно, это высказывание Спасителя не содержит утверждения и может быть представлено так: «Вот если бы соль, к примеру, потеряла свое основное свойство — соленость, то к чему бы она была пригодна?» Некоторые же утверждают, что на Востоке есть такой вид соли, которая со временем или при определенных внешних условиях перестает быть соленой и превращается в сухой безвкусный порошок.
Заповеди двух Заветов: дополнение или противоречие?
Кому-то преподанные на горе заповеди могли показаться не согласными с ветхозаветным Законом. Дабы развеять эти недоумения, Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:17–18). Что это означает?
Как Человек Христос выполнил все требования и предписания Закона, но этого мало: ко времени пришествия Спасителя Ветхий Завет был подобен пустому сосуду, став формой, не имеющей внутреннего содержания. Христос наполняет этот сосуд Своей Божественной Личностью, жизнью и учением, делая истины веры и принципы нравственности явными, а не сокровенными. Господь исполнил не только Закон, но и предвозвещенное пророками.
Христос говорит о неизменности Закона как непреложного слова Божия. Скорее настанет конец миру, нежели закон в его духе и существе останется неисполненным. Йота, как известно, самая малая по начертанию буква еврейского алфавита, а черта — это небольшой изгиб, которым одна буква отличается от другой, сходной с ней по написанию. Таким образом, исполняющий новый закон исполняет и ветхий, только не по мертвой букве, а в духе и совершенным образом. По слову апостола Павла (Евр 10:1 и 1 Кор 2:17), весь закон был тенью будущего: когда явилось само тело, тень утратила свое значение, но вместе с тем осуществилось то, на что тень указывала.
Фарисеи разделяли заповеди на большие и малые и о последних говорили, что нарушить их не грех, хотя относили к малым иногда и те, которые составляли существо закона — о милостыне, помощи ближнему и т. д. Об этом предупреждает Христос: «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном…» (Мф 5:19). Это видно из последующего разъяснения: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:20).
Иерей Иоанн Евдокимов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.