Продолжаем читать Книгу Исхода — вторую законоположительную книгу Ветхого Завета, в которой богоспасительный смысл человеческой истории показан через события истории богоизбранного израильского народа и его Богом поставленного вождя и пророка Моисея. Самому факту исхода евреев из египетского рабства предшествовала подготовка избранника Божия к его великой миссии. В изгнании прошло 40 лет жизни Моисея — столько же, сколько он провел в Египте.
Имя-свойство
Долгие годы на Синае пророк Моисей помнил о страданиях своего народа и молился Богу об избавлении израильтян от рабства. Перед тем как исполнить ему свое призвание, у подножия горы Хорив, где 80‑летний Моисей пас овец, «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх 3:2). «И сказал Господь Моисею: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. <…> Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх 3:6–7), в землю обетованную. С глубоким смирением и сознанием своего недостоинства Моисей вопросил Бога: «Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» «Я буду с тобою», — ответил Господь.
На вопрос Моисея, какое имя Его назвать евреям, чтобы они поверили, Бог ответил: «Я есмь Сущий; так и скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам» (Исх 3:14). Сущий, Яхвґе означает «неизменный и постоянный в действиях, ни от чего не зависящий, вечный, дающий бытие настоящему и будущему», ни от чего не зависящий, самобытный, от Которого зависит все бытие.
В прежних явлениях патриархам Господь указывал на Свое всемогущество. Теперь, когда евреи убедились, что Божии обетования сбываются, Господь называет Свое другое имя-свойство — неизменность, верность в исполнении обетований.
Аргументы Божественной дипломатии
Для подтверждения Божественного посланничества Господь даровал Моисею силу чудотворения. Посох, брошенный на землю, превращался в змея, а в руке пророка вновь становился посохом. Превращение жезла в змея служит образом будущего воскресения. «Жезл Моисеев по воле Божией преложен в несходное с ним естество змия; ужели же человек, подвергшись смерти, не будет снова восстановлен в самого себя?», — вопрошает святитель Кирилл Иерусалимский. Необычный посох стал жезлом Божиим — орудием чудес и скипетром в управлении народом.
По слову Божию Моисей положил руку за пазуху и вынул ее пораженной проказой, потом вновь положил за пазуху и вынул здоровой. Этими чудесами, по мнению блаженного Феодорита, «загадочно изображается тайна во плоти Господней явившегося человеком Божества, Которым совершается низложение мучителя и освобождение им обладаемых… Там рука законодателя, вложенная в недро, изменила цвет в противоестественный и опять, быв в недре, возвратила себе собственную природную красоту. И Единородный Бог, сый в недрах Отчих, — Он есть Десница Вышнего, — когда явился нам из недр, изменился в подобное нам; когда, понесши на Себе наши немощи, бывшую у нас и подобно нам изменившую цвет руку возвратил в Собственное недро Свое (недро же Десницы — Отец): тогда бесстрастного естества не изменил в страдании, но изменяемое и страстное общением с неизменяемым преложил в бесстрастие…» Кроме того, учит блаженный Феодорит, «сим (прокажением руки), и законодателя вразумляет Бог не высоко думать о себе, но знать свое естество, памятуя прокаженную десницу свою».
Господь повелел сначала пойти к старейшинам израильтян и поведать им благую весть об избавлении от рабства, затем отправляться к фараону, чтобы заявить от лица Бога и Его народа: «Господь, Бог евреев, призвал нас; итак, отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтоб принести жертву Господу, Богу нашему» (Исх 3:18).
По закону Высшей справедливости
Господь предупредил Моисея, что позволит фараону действовать по своей гордости и жестокости: «Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа», — и велел передать фараону: «Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» (Исх 4:22–23). Только после исполнения этих страшных слов, после необычайных бедствий, постигших Египет, фараон отпустит народ Израиля.
В качестве справедливой платы за многолетнее рабство Господь, устрашив египтян, расположит их к необыкновенной щедрости на подарки. Богатство было необходимо молодому народу для устроения своей дальнейшей жизни. «Когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками; каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших и оберете египтян» (Исх 3:21–22), — повелел Господь.
Моисей должен был привести людей к горе Хорив, где Господь даст Своему избранному народу Закон и Сам поведет израильтян в Землю обетованную. Вскоре Моисей встретился со своим братом Аароном, направленным к нему явлением Господа, и поведал ему, какое великое дело вверяет им Бог. Вдохновленные святостью своей миссии и покровительством Божиим, братья отправились в Египет, где в это время царствовал уже другой фараон и где, по свидетельству Божию, «умерли все, искавшие души» Моисея. В земле Гесем братья собрали старейшин, и Аарон пересказал им слова Моисея о скором избавлении от рабства. Перед лицом народа Моисей подкрепил свое богоизбранничество чудесами. Благая весть в мгновение ока облетела все израильские колена.
Богоявление в горящем кусте
Блаженный Феодорит в толковании на Книгу Исхода в отношении к ветхозаветной Церкви рассуждает: видение купины изображало состояние Церкви в Египте, где она в пламени гонения казалась тленным и слабым тернием и, однако, не должна была истребиться.
Невысокий куст купины символизировал презираемый египтянами еврейский народ, а пламя — тяжесть его страданий. Куст был объят пламенем, но не сгорал, как и еврейский народ не уничтожался, а очищался в горниле страданий: попав в телесное рабство, он хранил духовную свободу.
Неопалимая купина прообразовывала также тайну богочеловечества — соединение превосходящей разум Божественной природы со слабой человеческой, а с ней и тайну Богоматеринства. По словам святителя Григория Нисского, «сим научаемся таинству, явленному в Деве, от Которой в рождении воссиявший человеческой жизни свет Божества сохранил воспламененную купину несгораемою, так что и по рождении не увял стебель девства». «Купина, из которой неудобно делать изображения мертвых богов, признана (Иеговою) годною для того, чтобы в ней изобразить тайну Бога Живого», — пишет преподобный Ефрем Сирин.
Когда Моисей подошел ближе, чтобы разглядеть необычное явление, Бог воззвал к нему из середины куста: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». С глубоким почтением тот остановился, снял обувь и «закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога».
Обратим внимание: Писание сначала говорит о явлении Моисею Ангела «в пламени огня», а теперь называет Ангела Господом, воззвавшим «из среды куста». Ветхозаветные видения Бога были откровением Второй Ипостаси — Сына Божия, которого Священное Писание и называет здесь Ангелом — Посланником, Вестником милостей Божиих.
Бог фараону
Спасение израильтян должно было осуществиться не умом или красноречием вождя, а силой Божией, и послужить на все последующие века доказательством любви и сострадания Бога к Своему народу.
Моисей высказал Богу смущавшее его обстоятельство: «О, Господи! Не речистый я человек; я тяжело говорю и косноязычен» — речь Моисея была невнятна и медлительна. Господь ответил: «Кто дал уста человеку? кто делает человека немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли, Господь Бог? Итак, пойди, Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить». Устрашенный величием миссии, Моисей колебался и просил послать к фараону кого-то другого. На это Господь ответил, что вместо Моисея может говорить его брат Аарон: «Ты будешь влагать слова Мои в уста его, а Я буду учить вас, что вам делать; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога».
Преподобный Ефрем Сирин поясняет: «Господь говорит ему: то самое, чем ты умален (косноязычие твое), соделает тебя великим, ибо у тебя, как у безмолвного Бога, будет вещий пророк». «Услышав, что он «бог фараону», Моисей не вышел из среды людей, но, при естественном равночестии с ними, превознесен пред однородными преимуществом власти, и название богом нимало не воспрепятствовало ему быть человеком», — пишет святитель Григорий Нисский. — Узнав, что за него будет, где нужно, говорить Аарон, брат его, Моисей повиновался и отправился в Египет исполнить то, что на него возложено было Богом. С этого времени Моисей делается богом не только по отношению к брату своему Аарону, но и господином по отношению к внешней природе, которая беспрекословно повинуется ему». «Моисей был ревностный раб и весьма боялся Бога; потому Господь сделал его Своим домоправителем и все сокровища Свои отдал в руки его. Мир покорил под иго его, стихии повиновались ему, и, куда ни обращал он взоры, в трепет приходили твари. Вождем сделал Господь Моисея и наименовал его богом», — рассуждает преподобный Ефрем Сирин.
Материалы страницы подготовил
иерей Сергий Ураков