Тринадцатилетнюю школьницу из Омска подозревают в подстрекательстве подростков к самоубийству. Сама девочка, общаясь со следователями и журналистами, не отрицала, что общалась в соцсетях на суицидальные темы. Ева Рейх, таков ее псевдоним, заявила, что эти записи всего лишь «игра» и «черный юмор», а в смерти детей, которые состояли в сомнительных интернет-сообществах, виноваты родители, которые не уделяли им должного внимания. Не думала, что совершает аморальный поступок, и несовершеннолетняя участница скандальной фотосессии на Сормовском кладбище, во время которой один из молодых людей обнажился на фоне захоронений. Должна ли быть общественная реакция на подобные поступки? Как воспитывать таких детей, а может быть, их родителей? Эти вопросы мы решили задать нашим читателям.
Наталья Пестышева, начальник сектора по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации ГО г. Бор:
— Прежде чем наказывать детей, мы, взрослые, должны понимать: если мы считаем, что это неправильно, данные сайты и данные группы должны быть закрыты. В интернете можно найти и много других вещей, которые могут причинить вред как психическому, так и физическому здоровью детей. Очень хотелось бы, чтобы взрослые люди, которым принадлежат эти сайты, осознали: если подобная информация прорывается, это должно прекратиться. Хочу обратиться к родителям: являясь законными представителями несовершеннолетних, мы несем полную ответственность за их жизнь и здоровье и, подчеркиваю, обязаны знать, чем занимаются наши дети в интернете, что и почему их интересует в данный момент. Ничего не возникает просто так, и если подросток имеет суицидальные наклонности или интерес к фотографированию себя обнаженным на кладбище, это говорит о том, что у него есть проблемы, незамеченные взрослыми, и взрослые о них с ним не говорили. Ребенок не знает, как их решить, и прибегает к подобным действиям.
В Борском округе я с подобными фактами не встречалась. Мне кажется, чем больше мы начинаем разговаривать на эту тему, тем больше раздуваем интерес к данной проблеме у подрастающего поколения.
Что касается подростков, нужно понимать, что поиски себя, своего места в жизни, чего-то неординарного, что отличает тебя от других, — это норма, классический случай. Мы, взрослые, зная эту потребность изучать окружающий мир, должны направлять их мысли в правильное русло. Поэтому я не считаю, что детей нужно наказывать — ими нужно заниматься.
Наталья Андреева, начальник отделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по г. Бор:
— Привлечение к общественным работам с воспитательной целью было бы действенной мерой.
Когда к нам попадает ребенок, совершивший правонарушение, мы стараемся подключать всех: родителей, педагогов, психологов центра помощи семье и детям, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних. Родители надеются, что достаточно будет одного занятия, беседы — и ребенок исправится. На самом деле нужны время и силы, чтобы дознаться, что у него на душе, изменить его отношение к происходящему. Добровольно мало кто соглашается на это — только по решению суда или комиссии по делам несовершеннолетних. А наши предложения, которые носят рекомендательный характер, как правило, игнорируются как самими детьми, так и родителями.
Для современных детей родители не является авторитетом. Они лучше воспринимают информацию от своих сверстников. Поэтому детям нужно показывать альтернативные способы проведения досуга — подключая ребят с активной жизненной позицией, волонтеров, молодежные движения с патриотической направленностью. Когда подростки видят, что проводить свое время таким образом — это модно и современно и есть куда потратить свои силы и энергию, эти примеры усваиваются лучше.
Дмитрий Строганов, куратор по работе с молодежью Молитовского благочиния:
— Возможно, следует применить такой вид наказания, как общественные работы: пусть эти подростки ухаживают за могилами. Для большей пользы можно рассказать им о захоронениях героев Великой Отечественной войны, священников. Есть практика, когда с такими детьми работают в группах, и они впоследствии ездят по школам, рассказывают, что так поступать не нужно.
В том, что подобное происходит, ничего удивительного. Есть выражение афонских старцев: «Ум умом борется», то есть ум Христа и Антихриста. Там, где нет Бога, вакуум заполняется, и иногда это проявляется в таких уродливых формах.
Во-первых, нужно взять под контроль социальные сети, ведь дети имеют доступ к огромному количеству групп в интернете. Это могут быть сатанисты, уфологи, деструктивные культы и тому подобное. Духовной жизнью ребенка должны заниматься родители, а это включает и контроль за соцсетями. Почему дети остались один на один с такими группами, которые полностью их поглотили? Этот вопрос следует задать родителям, а не подростку, который еще не понимает многих вещей и говорит заученные слова — «черный юмор», «игра».
Что касается фотографий, значит, такая культура в семье, значит, родители не ходят на кладбище, не ухаживают за могилами близких, не воспитывают почитание к усопшим.
Существует такое понятие как «трансгуманизм», когда человечество само себя изживает, в первую очередь, это касается духовных ценностей. Понятие нормы размывается, и ориентирована она на западный образец. Появляется ощущение вседозволенности. То, что у детей возникает мысль пойти на кладбище фотографироваться, как раз говорит о кризисе традиционных ценностей. Сегодня он идет на кладбище ради фото — завтра попадет в неоязыческую секту, ведь сломить человека без духовного стержня очень просто, гораздо сложнее дать ему правильный вектор духовного развития. Спаситель сказал: «Царствие Небесное нудится», и христианство — это работа над собой.
Елена Дейч, начальник управления образования администрации Ленинского района:
— На протяжении последних лет ответственность родителей за воспитание детей у нас присутствовала только де-юре. Родители все отдавали на откуп социуму: детскому саду, школе — кому угодно, лишь бы не самим отвечать. Пока кто-то из взрослых не понесет реальное наказание за своих детей, подобные случаи будут продолжаться. Способствует и пропаганда несвойственного нашей стране образа жизни. По телевизору — бесконечные сериалы, где показывают насилие, героев-преступников, шикарную жизнь. А где нормальные работающие люди, обыденная жизнь, которая тоже полна прелести? И дети думают, что показанное и есть то, к чему надо стремиться, что, если, допустим, он кого-то избил, избитый встанет и пойдет — и никаких последствий. Сейчас культивируется отсутствие чувства вины и сострадания. Компьютерные игры с отрезанными головами и кровью, программы, после которых ребенок идет и прыгает с девятого этажа… Почему не предпринимаются меры для их запрета? Зато учителя боятся лишний раз попросить школьника доску вымыть, ведь детей нельзя привлекать к труду. А кому пошли во вред субботники и трудовое воспитание в целом? Много говорится о патриотическом и духовно-нравственном воспитании, но почему-то в учебнике истории на изучение Великой Отечественной войны отводится три часа. А потом возникает удивление, почему дети не знают ни имен полководцев, ни основных этапов войны и путают, кто воевал в 1941‑м. Нравственность должна быть не на бумаге, в отчете, а в сердцах и головах людей.
Иерей Андрей Маношкин, помощник благочинного Воскресенского округа по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами:
— Безусловно, без внимания такие ситуации оставлять нельзя. Подобные поступки детей — в первую очередь упущение родителей. Если бы у них была какая-то духовная база и родители уделяли детям достаточно внимания, подобного никогда бы не произошло. Мы помним поговорку: «Яблоко от яблоньки недалеко падает».
Еще апостол Павел говорил, что с человеком нужно разговаривать на его языке — это относится и к детям, и к подросткам. С ними должны работать специалисты, в том числе психологи и священники. Надо смотреть по ситуации: идет ребенок на контакт или нет — и в зависимости от результата применять соответствующие меры. В любом случае подход должен быть индивидуальным.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.