Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Пастырь добрый > «Напиши-ка рай…»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (129) 15:31, 9 ноября 2017

«Напиши-ка рай…»

Его похоронили за алтарем Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой лавры, рядом с могилой архимандрита Кирилла (Павлова). Два великих старца ушли почти друг за другом и упокоились рядом. Старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Наум (Байбородин) почил о Бозе накануне Покрова — 13 октября 2017 года.

Я узнала о его кончине, к своему великому стыду, только на девятый день, на поминках. В Макарьевском монастыре, куда приехала по служебной надобности, в добавление к скромной монастырской трапезе ради батюшки Наума подали необыкновенно вкусный постный торт. Игумения Михаила, переборов слезы (или мне показалось), произнесла: «Это столп, настоящий столп православия». Он был ее духовным отцом. А сороковой день выпал (вот ведь Промысл!) на Архангела Михаила, матушкин день Ангела.

Всероссийский пастырь

В течение многих десятилетий старец Наум каждый день принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Число его духовных чад, рассеянных по всему постсоветскому пространству, было огромно. Это и миряне, и монашествующие, среди которых настоятели и настоятельницы святых обителей. По всей России, куда бы ты ни приехал, встретишь чад отца Наума.

Протоиерей Александр Соколов, старейший клирик Нижегородской епархии, встречался с ним в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

— Я ездил несколько раз на исповедь, — вспоминает батюшка. — Служил к тому времени сам уже больше 30 лет, но вопросов к мудрому человеку всегда много. Например, после 1988 года. Непонятно: нас, Церковь, не хвалили, но уже и не ругали. Это настораживало. Вот я и поехал в лавру. У трапезного храма келья внизу. В ней он принимал людей. Скромный человек, кроткий такой, вежливый. Но в то же время в нем была строгость. Не укорительная, а такая… душеполезная, как для наставления. Не знаю, был ли он прозорливцем, я сам с этим не встречался, но точно это был очень мудрый и духовно опытный человек, любвеобильный. Видно было, что заботился о спасении человека.

Николай Байбородин, будущий старец Наум, родился 19 декабря 1927 года в селе Шубинка Ордынского района Новосибирской области. Отец Александр Евфимович и мать Пелагея Максимовна крестьянствовали. Потом родители переехали в Приморский край, Коля стал учиться в школе города под названием Советская Гавань, но успел окончить лишь девять классов, в октябре 1944 года его призвали в армию — меньше полугода оставалось до Победы. Николай служил в авиатехнических частях, сначала в авиационной радиотехнической школе города Фрунзе, затем в Риге, Калининграде и Шауляе, обслуживал аэродромы. В ноябре 1952 года старший сержант Байбородин демобилизовался, получив поощрение — памятную фотографию у знамени части.

В 1953 году он поступил на физико-математический факультет политехнического института в городе Фрунзе, а через четыре года приехал в Загорск и стал семинаристом. В том же году, кстати, на Покров, был зачислен в братию Троице-Сергиевой лавры.

В 1958 году Николай Байбородин принял постриг с именем Наум в честь преподобного Наума Радонежского. После окончания в 1960 году по первому разряду семинарии поступил в Московскую духовную академию, окончил ее со степенью кандидата богословия. В 1970 году он стал игуменом, а в 1979 году, ко дню Святой Пасхи, — возведен в достоинство архимандрита. Отец Наум был членом Духовного совета Троице-Сергиевой лавры, попечителем лаврского детского дома-интерната в подмосковном Топоркове.

И так хорошо на душе…

Духовной дочерью старца стала и нижегородская художница Галина Скотина. Случилось это давно, лет сорок назад. Галина с подругами, тоже художницами, стала приходить к вере. Молодые женщины ездили в лавру, помогали в храмах. Там познакомились с батюшкой Наумом.

— И я к нему привязалась, — рассказывает Галина Алексеевна. — Он такой высокий был, ресницы белые, глаза голубые. Добрый! Но ругался иногда. Я нарисовала рай — это он попросил: «Напиши-ка рай». Потом говорит мне: «Надо сферы делать, а ты что сделала!» То есть надо было разные сферы изобразить: воздух, воду, землю. А я нарисовала просто сад такой, зверей много, Адам, Ева и Спаситель… Он сам просто очень любил рай, и часто в проповедях — все про рай… Про зверей, что все они были добрые. И мы все рисовали рай, все его чада, художники. Второй раз я сделала рисунок. Ничего, вроде, понравилось. Повесили эту картину там, на лесенке, когда стоишь к нему в очереди. И вдруг потом мне передают, что он сказал: «А где же Святой Дух?» Стала писать и Святого Духа. Сделала, послала подруге эскиз, та отнесла, он благословил. Но когда был готов уже конечный вариант, мы батюшку уже не видели. Он болел, потом его в больницу забрали… И все. Лет шесть, наверное, эта история продолжалась. Это три моих недавних картины. Еще я ему «Троицу» написала. Потом оказалось, что она в Суздальском Покровском монастыре. Знаете, какой он был?! Вот он все знает про тебя! Ты еще ничего не сказала, а он тебе уже все выдает. Много было таких случаев. Но говорить не стану, слишком личное. Прозорливый… Это чистая правда. В лавре рассказывали, что одна женщина специально пришла проверить, прозорливый или нет. Он ее с порога прогнал.

Старец раздавал очень много литературы. Проповеди, поучения. Духовные дети специально собирали ее, копировали, переплетали и отправляли в разные уголки страны. Многим архимандрит Наум помог определиться с выбором жизненного пути. Он знал, кому предстоит хиротония. Юноши, которым дарил Евангелие, становились священниками. Похожая история была с нижегородским батюшкой Александром Лавровым.

— Он лет за семь-восемь предсказал, что быть мне священником, — рассказывает отец Александр. — Не явно. Мне в руки попал служебник священника Владимира Лаврова, который погиб в ГУЛАГе. Однофамилец. Дореволюционное издание с пояснениями. В то время я начал при Благовещенском монастыре трудиться, а там была переплетная. Попросил сделать хороший переплет, и когда я поехал в лавру, пришел к батюшке Науму, говорю: «Я мирянин. Может быть, возьмете эту книгу, она священникам больше пригодится». Он взял служебник, посмотрел очень внимательно, и протягивает: «Она тебе самому понадобится». Я, честно, даже не придал тогда этому значения.

Протоиерей Серий Жулин, настоятель арзамасского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, познакомился с батюшкой, когда поступил в семинарию.

— Все семинаристы имели духовных руководителей, — вспоминает отец Сергий. — Я попал к отцу Науму. И меня так поразило, тронуло сразу, что он меня прочитал, как письмо какое-то. И возникла сильная потребность в общении с ним. Думаешь: «Надо и это сказать, и это…» А зайдешь — забудешь. Выхожу — вроде ни о чем не спросил, а на все вопросы он тебе ответил. Получаешь такое успокоение… Так интересно было это чувство переживать! Были ведь и очень тяжелые моменты, особенно когда начинал учиться. Выйдешь от него — все так просто, легко. И все устраивалось. Да просто рядом побудешь, и все вопросы решаются. И так хорошо на душе… Перед экзаменом тоже идешь за благословением. Один раз забегаю: «Батюшка, благословите, на экзамен иду». А он мне: «Когда был седьмой Вселенский собор?» — «М-м-м…» — «Ну, просто же: семь, восемь, семь». До сих пор этот 787 год остался в голове, и сдал я тогда легко.

Еще отец Наум благословлял возвращаться к земле. Тех, кто реально мог это сделать. Вообще он никогда ни на чем не настаивал, а просто давал понять, что есть воля Божия о тебе, и предоставлял самому решать, по воле Божией устраивать свою жизнь или по собственной.

Он преставился ко Господу на 90-м году жизни. А с 2016-го находился в коме, в больнице. Отпевали всероссийского духовника в Успенском соборе лавры. Он так любил ее. И еще — рай… Может, тот уже принял его в свои обители?

«Храните мир между собою»

Архимандрит Наум горячо любил свое Отечество. И малую свою родину, и всю огромную Россию. В родном селе, там, где до революции был храм, он помог создать святую обитель — Михаило-Архангельский женский монастырь. Публикуем отрывок из проповеди отца Наума, произнесенной им в Троице-Сергиевой лавре на день памяти преподобного Сергия Радонежского.

— В то время, когда жил преподобный Сергий, на Руси господствовала Золотая Орда. Ненависть, разбой, убийства и всякое беззаконие творила она. Вот эту чашу испила Русь. Много было убито христиан, много было разорено городов и сел… И воздвиг Господь преподобного Сергия. Когда была междоусобица, он много молился и пошел пешком в город Переяславль. Там сказал князю Димитрию Ивановичу: «Собери съезд всех русских князей, воевод, епископов и игуменов». И послушался великий князь Димитрий. Всего было несколько съездов в 1374–1375 годах. Преподобный Сергий увещевал всех сынов российских водворить мир между собою, любить друг друга, хранить веру православную, ибо только вера православная, говорил он, спасет нас от Золотой Орды. Князья российские поклялись быть верными друг другу, пошли в свои уделы, собрали полки и 8 сентября 1375 года усмирили Тверь, которая до этого восемь лет воевала против Москвы, призывала литовцев. Страшно было смотреть: русские воевали против русских, кровь лилась рекой, выжигали селения, убивали скот, уводили в плен людей, которые имели кресты на груди своей. Этому раздору положил конец преподобный Сергий. И Русь одолела, Русь устояла, Святая Русь на поле Куликовом.

Закончилась великая священная битва. Начали ее  святые воины и монахи Андрей и Александр, а руководил ею сам преподобный Сергий. Он любит Русь родную, любит лавру свою, любит всех, которые сохраняют веру. И нам, братья и сестры, нужно всегда помнить великие труды и молитвы преподобного Сергия, быть благодарными ему и подражать по мере наших сил его житию, любить веру православную, молиться и быть верными сынами небесного и земного Отечества.

Мы часто слышим: «Храните мир между собою, мир да будет всегда». Но надо знать, что мир бывает земной и мир — благодатный Божий. Преподобный Сергий имел мир Христов. Этот мир благодатный нам нужно просить у Бога. Когда человек живет в мире, прежде всего с совестью своею, со своими ближними и со всем миром, то есть когда человек имеет мир Христов, то он побеждает страсти. Он не ворует, не пьянствует, не прелюбодействует. Он всех любит, честно трудится, усердно молится, смиряется, настраивается на все доброе и прекрасное. И мы, сыны Воскресения, должны стяжать этот мир благодатный. Для того Господь и пришел на землю, чтобы мир Свой водворить среди нас.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.