9 октября народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР Евгению Евстигнееву исполнилось бы 96 лет. В этот день в микрорайоне Красная Этна состоялось, не побоюсь этого слова, большое культурное событие: театр русской классики «Остров» подготовил концерт-воспоминание с таким названием: «Наш ЕвГений Евстигнеев». Яркие эпизоды и песни из кинофильмов с его участием, крылатые выражения его персонажей, добрые воспоминания об актере, проникновенное пение исполнителей, улыбки зрителей наполнили программу этого вечера.
Идея посвятить концерт Евгению Евстигнееву родилась благодаря городскому проекту «Культурный район»:
— Идея простая, — пояснила режиссер-постановщик мероприятия Василина Лещун, — мы живем в районе, где родился и вырос один из лучших представителей советского театра и кино. Актер, которого мы не просто помним и любим, а из тех, кто «наше все», стоящий в одном ряду с Михаилом Ульяновым, Львом Дуровым, Роланом Быковым. У нас он родился, у нас провел ранние годы, из нашего театрального училища пошел дальше, чтобы стать «тем самым Евстигением», как его называли в театральной среде. И это значимо независимо от даты.
Всегда с улыбкой
Вечер памяти проходил в здании православного семейного центра «Ковчег» — бывшем дизелестроительном техникуме, который расположен напротив завода «Красная Этна», где с 1943 по 1947 годы будущий актер работал слесарем.
С 2006 года на здании заводоуправления появилась мемориальная доска Евстигнееву, и перед началом концерта представители завода и участники вечера возложили к ней цветы. При этом духовник «Ковчега» священник Андрей Наговицин подчеркнул, что Человек и Актер с большой буквы Евгений Евстигнеев играл только те роли, которые дарили и до сих пор дарят людям радость.
— Где-то он высмеивал порок, где-то показывал честность человека. Но все его роли светлые, как и память о нем, — подчеркнул отец Андрей. — Когда о нем вспоминаешь, сразу добрая улыбка появляется. Хотя собственная его жизнь не была безоблачной. Всегда стремящийся достичь чего-то большего и лучшего, он хотел сыграть больше ролей. Это был человек, наполненный жизнью. Дай Бог и нам жить, наполняя себя светом, любовью, радостью, которыми он с нами делился и делится до сих пор.
Слесарь с «Красной Этны»
Режиссер театра «Остров» Василина Лещун хотела превратить вечер памяти в теплую встречу зрителей и артистов. А как можно вспоминать звезду советского кино? По узнаваемым кадрам из фильмов и мелодиям, которые в них звучат.
Свет в зале погас. На экране — начальник пионерского лагеря товарищ Дынин из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен. «Наш Евстигней», как называли его друзья, словно приглашает нас, зрителей, вспомнить, каким он был в жизни и в кадре, как складывалась его творческая биография, какие трудности ему приходилось преодолевать в работе над образами, отстаивая свое видение роли в спорах с режиссерами. Работал он всегда с самоотдачей, даже в ущерб своему слабому здоровью.
В начале концерта под песни из любимых советских фильмов гости вечера вспоминали детство актера, его первые трудовые будни в родном Нижнем Новгороде, на родном заводе.
Евстигнеев родился в 1926 году и все детство прожил на окраине города, в поселке имени Володарского, за парком Первого мая. До войны успел окончить семилетку и в 1941‑м пошел работать электромонтером. Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, но после смерти отчима пришлось идти зарабатывать. Четыре года он слесарил на заводе «Красная Этна», а по вечерам занимался в самодеятельности, играл джаз.
Евгений виртуозно играл на разных инструментах: гитаре, рояле и даже вилках. Однажды в 1946 году в кинотеатр, где в составе джаз-оркестра Евгений играл на барабанах, пришел директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. От одного актера он узнал, что там есть необыкновенный ударник, и решил посмотреть. Парень действительно был странный. Он играл так самозабвенно, вытворяя с барабанными палочками нечто невообразимое, что заслонял собой целый оркестр, приводя публику в восторг. От него нельзя было оторваться.
О несомненном таланте выдающегося актера, его любви к музыке и джазу зрителям напомнили соло на вилках, которое молодой Евстигнеев виртуозно сыграл в ключевом эпизоде фильма «Никогда» (1964), и две композиции из фильмов «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх».
«Есть такие люди, они прекрасно слышат…»
Более 100 ролей в кино и столько же в театре сыграл Евгений Евстигнеев. И каждый раз ему удавалось до неузнаваемости перевоплощаться: менялись походка, мимика, даже рост, казалось.
— Рязанов вспоминал, что, когда Евстигнеев приходил на съемочную площадку фильма «Берегись автомобиля», он всегда был пассивным, лежал, отдыхал, накапливал силы. Но когда входил в кадр, становился цельным персонажем, монолитом. Никаких ошибок, плюс неповторимое евстигнеевское обаяние, — рассказал ведущий концерта, актер театра «Остров» Евгений Мартынов.
Звучали ретро-шлягеры Микаэла Таривердиева, Алексея Рыбникова, Андрея Петрова, Константина Никольского и Александра Слизунова, других известных советских композиторов. Хиты исполнили лауреат всероссийских и международных конкурсов Антон Рождественский, артистка хора «Нижний Новгород» Дарья Некрут и актриса театра «Остров» Ирина Мартынова.
Сам Евстигнеев пел хорошо, слух у него был абсолютный. Но, как человек с высочайшими требованиями к себе на сцене и в кадре, практически не позволял себе петь в фильмах. За исключением двух-трех картин. Один из его киношлягеров — «Песня Звездочета» из любимой советской сказки «Про Красную Шапочку» — тоже звучала на вечере. В ней есть слова: «А есть такие люди, они прекрасно слышат…» Это и о Евстигнееве тоже.
Часть культурного кода
Зрители на вечере и плакали, и от души смеялись, вспоминая бессмертные экранные образы Евстигнеева: принципиального товарища Дынина, директора пионерского лагеря, солидного и аристократичного профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца», высокомерного и ироничного Ивана Калачева из комедии «Зигзаг удачи», неуверенного в себе профессора Вернера Плейшнера в сериале «Семнадцать мгновений весны» и многие другие. Необычайно разные и всегда глубокие.
— Людей нужно радовать в такое тяжелое время, — считает Дарья Некрут. — Не надо все время грустить. Этот добрый и в какой-то степени просветительский концерт помогает искать силы в радости, радовать себя, людей, друг друга, радоваться непрестанно.
В финале вечера прозвучал гимн гардемаринов из одноименного кинофильма, где Евстигнеев сыграл вице-канцлера Бестужева. Эта песня и о Евгении Александровиче — о его несгибаемости, верности своему призванию, «когда судьба и Родина едины».
В середине 1955 года Евстигнеев вместе с группой студентов Школы-студии МХАТ участвовал в создании «Студии молодых актеров». На ее основе позднее появился театр «Современник», которому он посвятил 15 лет своей творческой жизни, где стал одним из ведущих актеров и сыграл много крупных ролей. Не такой удачной оказалась его карьера во МХАТе, куда артист перешел вслед за Олегом Ефремовым. Здесь артист оставался востребованным, участвовал одновременно в нескольких постановках, но при этом ему доставались небольшие роли. Из-за проблем со здоровьем Евгений Александрович сильно уставал и вскоре перестал справляться с нагрузкой.
В конце 1980-х исполнитель пережил уже второй инфаркт. Но не захотел мириться с таким вердиктом — сотрудничал с Театром Антона Чехова, где участвовал в постановке «Вишневого сада», был задействован в спектакле «Игроки‑XXI» «АРТели АРТистов». Его последней работой стала роль Ивана Грозного в мини-сериале «Ермак», вышедшем уже после его смерти. Актер оставался предан своему призванию до последних дней.
Таланту исполнителя посвящено немало рассказов, документальных лент и книг, ведь еще при жизни многие признали его гениальным. А концерт с очень точным и теплым названием «Наш Евстигнеев» стал подлинным воплощением памяти о человеке, который жив и в своих ролях, жив и в Боге, в Котором «все живы».
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.