Преподавательская деятельность приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), почти четверть века возглавлявшего Горьковскую, а затем Нижегородскую кафедру, длилась недолго — с 1958 по 1961 годы, но оставила в его памяти светлые воспоминания. Это было очень непростое время как для самого нижегородского архипастыря, так и для всей Русской Православной Церкви в целом. В частности, духовные школы, открытые в 1940-е годы в Киеве, Минске, Львове, Луцке, Ставрополе и Саратове, в конце 1950-х — начале 1960-х годов под видом слияния стали закрываться одна за другой.
В декабре 1959 года вторично прекратила свое существование Киевская духовная семинария, в которой диакон Николай Кутепов с августа 1958 года, сразу после окончания им Ленинградской духовной академии, нес послушание преподавателя церковно-славянского языка и помощника инспектора. Тогда же он был пострижен в монашество с сохранением имени, став последним постриженником Киево-Печерской лавры перед ее повторным закрытием в 1960-м году, и принял священный сан на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1958 года.
Следующим местом служения молодого священника Николая Кутепова стала Саратовская духовная семинария, в которой он проработал инспектором с декабря 1959 года до самого ее закрытия в июне 1961 года. В личном архиве приснопамятного владыки сохранилось не много документов, свидетельствующих об этом времени в его жизни, однако они позволяют пролить свет на этот малоизвестный, недолгий, но очень памятный для будущего митрополита период его церковного служения.
«Революционная» семинария
Открытие духовной семинарии в Саратове состоялось в 1830 году трудами саратовского архиепископа Моисея (Богданова-Платонова). К началу сентября 1830 года начали прибывать первые воспитанники. Это были ученики Пензенской семинарии, поступившие из Саратовской епархии. Им надлежало учиться на среднем и высшем отделениях. Для занятий в низшем отделении прибыли выпускники Саратовского, Петровского и Камышинского духовных училищ. 26 октября, в воскресенье, был совершен акт открытия Саратовской духовной семинарии.
Перипетии революционного XX столетия не обошли духовную школу стороной. В 1906–1907 годах Саратовская семинария стала одним из оплотов так называемого «семинарского движения», направленного на революционные изменения в духовной школе, которые в случае их осуществления сделали бы из нее школу абсолютно светскую. Настроенность была откровенно антицерковной, а апогеем «семинарского движения» стали события 12 марта 1911 года, когда после всенощного бдения в притворе семинарского храма недавно отчисленный воспитанник Князевский убил ножом инспектора семинарии. Такие антицерковные события, однако, не уберегли духовную школу от закрытия в 1919 году.
Возродить Саратовскую духовную семинарию удалось лишь в 1947 году. На встрече Иосифа Сталина с иерархами Русской Православной Церкви — святейшим патриархом Алексием (Симанским), митрополитом Николаем (Ярушевичем) и протопресвитером Николаем Колчицким в числе других обсуждался вопрос о возрождении духовного образования. Глава Советского Союза утвердил предложения об организации при Синоде миссионерского совета и создании богословских курсов, впоследствии преобразованных в семинарии, в нескольких городах СССР.
Новая жизнь после войны
В деле открытия духовной школы в Саратове много решительности и энергии проявил назначенный на Саратовскую кафедру епископ Борис (Вик). Произошло это знаменательное событие 16 ноября 1947 года.
Условия жизни и обучения первых студентов были более чем скромными. От общежития в семинарию воспитанникам приходилось ехать на трамвае и еще идти несколько кварталов пешком. Семинаристы получали стипендию в размере 90 рублей, а совсем бедным за счет заведения покупали одежду. Однако, как рассказывали выпускники тех лет, «преподавание шло хорошо, несмотря на то, что учебников не было почти никаких и семинаристы просто записывали лекции наставников». В библиотеке было несколько учебников по катехизису, только и всего. Книги для библиотеки скупались у частных лиц и родственников умерших священников.
За десять лет своего существования — с 1948 по 1958 годы — послевоенная Саратовская православная духовная семинария стала солидным богословским учебным заведением. Юбилейный 1957/1958-й учебный год стал годом наивысшего ее подъема, но и временем, с которого начался ее закат. В результате гонений на Церковь, возобновившихся с особой силой с конца 1950-х, по всей стране резко сократился прием абитуриентов в семинарии. Это должно было стать, по замыслу властей, удобным предлогом для закрытия духовных школ.
Советское руководство «рекомендовало» Святейшему Патриарху Алексию I (Симанскому) закрыть несколько семинарий, ссылаясь на неудовлетворительные бытовые условия в них и на незначительное число учащихся. В том числе называлась и Киевская духовная семинария, из которой перед самым ее закрытием в Саратовскую был переведен молодой иеромонах Николай (Кутепов), о чем свидетельствует сохранившееся в архиве владыки распоряжение Учебного комитета от 11 декабря 1959 года.
Дела саратовские
Иеромонах Николай прибыл в Саратовскую духовную семинарию в январе 1960 года и, согласно сохранившемуся распоряжению, был назначен на должность инспектора. Эта работа была ему уже знакома по прежнему месту служения. Его помощником стал молодой диакон Иоанн (Снычев), будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, выпускник послевоенной Саратовской духовной семинарии. Как отмечается в книге «Святитель земли Нижегородской», «они нашли общий язык и ладили, но иногда, как говорил позже владыка Николай, помощнику от него крепко доставалось за то, что тот не мог так быстро крутиться, как требовалось».
Трудились они, видимо, неплохо, поскольку к празднику Пасхи 1960 года Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) наградил иеромонаха Николая (Кутепова) наперсным крестом. Ходатайствовал о награждении архиепископ Саратовский и Сталинградский Палладий (Шестников), о чем свидетельствует сохранившийся в архиве владыки указ от 4 апреля 1960 года.
Духовную школу тогда возглавлял ректор — профессор богословия протоиерей Василий Кремлев. С супругой этого священнослужителя будущий нижегородский архипастырь встретится позже, когда в 1977 году приедет на новое место своего служения — в город Горький. В книге «Святитель земли Нижегородской» говорится: «Первой, кого владыка встретил в доме при Карповской церкви, была Раиса Ивановна Кремлева, но отца Василия в живых уже не было».
Служение в Саратовской семинарии было очень насыщенным. Иеромонах Николай совершал богослужения и проповедовал в семинарской церкви домового типа в честь преподобного Серафима Саровского, занимался хозяйственной деятельностью, выезжал в служебные командировки в Москву, однако весной 1961 года над Саратовской семинарией нависла реальная угроза скорого закрытия.
В мае иеромонах Николай обращается в Учебный комитет с просьбой продолжить преподавательскую работу в другой духовной школе, но на тот момент, согласно резолюции Святейшего Патриарха, нигде «вакантных преподавательских мест не оказалось».
Через месяц, 9 июня 1961 года, «в связи с предстоящим слиянием Саратовской семинарии с другими семинариями и отсутствием в них вакансий преподавательского состава» иеромонах Николай (Кутепов) по окончании учебного года был откомандирован в распоряжение архиепископа Палладия. А 14 августа того же года указом Святейшего Патриарха иеромонаху Николаю (Кутепову), инспектору Саратовской духовной семинарии, было определено быть епископом Мукачевским и Ужгородским. На этом недолгая педагогическая деятельность владыки Николая закончилась.
Работу в Киевской и Саратовской духовных школах владыка Николай всегда вспоминал с необыкновенной теплотой и сердечностью. И впоследствии огромным желанием митрополита было возрождение духовного образования в Нижегородской епархии, служению в которой он посвятил последние десятилетия своей жизни. И при первой же возможности он сделал это — в 1993 году была открыта Нижегородская духовная семинария, отметившая в минувшем году 20‑летие своего возрождения.
Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.