Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > «Не будет подобного тебе»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №23 (269) 10:19, 12 декабря 2023

«Не будет подобного тебе»

Царствование и значение Соломона

Обширное повествование о Соломоне содержится в 3‑й книге Царств (гл. 1–11) и во 2‑й книге Паралипоменон (гл. 1–9), упоминание о нем встречается во многих других местах Библии. Священное Писание содержит три канонические книги, связанные с его именем (Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней) и одну неканоническую — Премудрость Соломона. В них открывается глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен.

Предназначение и воцарение

Еще до рождения Бог назначил его наследником Израильского престола и строителем храма для Себя, определил ему имя Соломон, что значит «процветание», «благоденствие», «мир», и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар 22:9–10). Через пророка Нафана Господь повелел наречь Соломону еще одно имя — Иеди­диа, то есть Возлюбленный Богом (2 Цар 12:25).

Десятый сын и преемник святого царя и пророка Давида от любимой Вирсавии, третий царь Израильский, Соломон и сам возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Благодаря вмешательству воспитателя пророка Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царем еще при жизни отца. Торжественное помазание по воле царя Давида совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе. Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия. Он также оставил наследнику завещание быть твердым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение.

Восхождение Соломона на престол сорвало мятежную попытку воцарения его старшего брата Адонии. И брат, и поддержавший его главный военачальник Иоав были устранены, а первосвященник Авиафар сослан; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок.

Но важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, «народ еще приносил жертвы на высотах», отчего и Соломон пошел в Гаваон, где находился главный жертвенник. Господь явился ему в сновидении и сказал: «Проси, что дать тебе».

Соломон исповедовал себя «отроком малым» перед величием народа Божия и попросил себе «сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что доб­ро и что зло».

Он просил также «премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить». Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону «сердце мудрое и разум­ное». «Подобного тебе не было прежде тебя, — сказал Господь, — и после тебя не восстанет подобный тебе… и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои» (3 Цар 3:11–14).

Мудрость и слава

Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, чей оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Завистница согласилась, а подлинная мать взмолилась, чтобы ребенка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди «стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд».

Мудрость Соломона была «выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян… и имя его было в славе у всех окрестных народов». Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла правителей других стран. Иноземные цари стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками. В частности, правительница отдаленного царства на территории современного Йемена царица Савская, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его еще более мудрым и богатым, нежели его представляла молва.

Политика и строительство

Соломон унаследовал Израиль­ское царство, когда оно достигло своих наибольших размеров — от Евфрата до Египта. Разветвленные международные политические связи, свою дружбу с царями Соломон закрепил многочисленными браками. Женитьба на дочери египетского фараона и получение в приданое города Гезера говорит о признании мощи Израильского царства.

При Соломоне шел активный товарообмен между северными и южными странами, развилась собственная морская торговля. Господство над сирийскими царствами и Заиорданьем обеспечивало контроль над сухопутными караванными путями между Египтом и Месопотамией в Аравии, между Средиземным и Красным морями.

Внутренние дела страны были упорядочены созданием административного аппарата. Все государство, за исключением удела Иуды, было разделено на 12 областей, с наместником в каждой. Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4000 конюшен.

Израильтяне при Соломоне, «многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились». Народ в первую половину его правления жил спокойно и в достатке, «каждый под виноградником своим и под смоковницею своею». Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню. Оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников.

Вещественными памятниками правления Соломона стали его многочисленные постройки. Во исполнение завещания на четвертом году своего царствования Соломон предпринял построение величественного храма Божиего. Работы с участием десятков тысяч человек продолжались семь лет. В сокровищницы храма Соломон положил ценнос­ти, собранные Давидом. Ковчег Завета был торжественно перенесен с Сиона в храм, после чего царь благословил народ, возглавил его в молитве и жертвоприношении Богу, и Господь принял и освятил новый храм.

Следующие 13 лет были посвящены строительству роскошного дворца для себя и дворцов для своих жен. Археологами обнаружены следы масштабной градостроительной программы: гарнизонные города, мощные городские стены и общественные здания в Иеру­салиме.

Закат правления

Со временем преданность Соломона Творцу стала слабеть: царь впал в идолопоклонство под влиянием мночисленных жен из разных племен и верований (700 жен и 300 наложниц). Он стал строить капища и совершать поклонение лжебогам. Тогда Господь оповестил его, что Он отнимет у него царство, оставив за его потомством одно колено, но ради Давида это произойдет уже после его кончины. Отпадение северных колен от царского дома подготавливалось тяжелыми повинностями и налогами, роскошью двора и привилегированным положением колена Иуды.

Соломон скончался, процарствовав в Иерусалиме 40 лет, и был погребен на Сионе. Наследование престола его сыном Ровоамом прервало восстание 10 колен израильских во главе с бунтарем Иеровоамом. Царство разделилось на северное Израильское и южное Иудейское, которым уже не суждено было объединиться и достичь прежнего могущества.

Подготовил протоиерей Александр Зуев

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.