Как бежит время. Кажется, только начался Великий пост, а уже третья его седмица подходит к завершению. 31 марта — неделя Крестопоклонная — как раз середина Святой Четыредесятницы. И хотя добрая половина поста за плечами, вопросов, касающихся этой части церковного круга, у наших читателей достаточно. Их мы адресовали клирику нижегородского храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерею Владимиру Гофману.
Зачем вообще нужен пост в церковном календаре? Я знаю, что так положено, так Церковь решила когда-то, но хочется понять суть. Ведь главная его составляющая, насколько я понимаю, не с пищей связана, а со стремлением к самосовершенствованию, умением ограничивать себя, проявляя волевые качества. Но ведь человеку нужно делать это всегда, а не «по графику».
— Вы правильно понимаете, что пост, какой бы он ни был, многодневный или однодневный, имеет своей целью очищение души (то, что вы назвали самосовершенствованием) через определенные ограничения, которые невозможны без проявления воли. Но так решила не Церковь, она лишь внесла пост в свой устав. Сам же пост был известен задолго до появления Церкви. Заповедь о посте Бог дал еще Адаму в раю. «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Из Евангелия мы знаем, что постился Сам Иисус Христос: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф 4:1–2). Постились и апостолы: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян 13:2–-3). А на вопрос, зачем нужен пост, вы ответили сами — для чистоты души, для совершенства, заповеданного нам Спасителем. Достичь совершенства можно лишь умением ограничивать себя в том, что не полезно душе. Так мы учимся и приобретаем умение управлять своими чувствами, освобождаясь от греховных наклонностей, свойственных каждому человеку.
Мне каждый год очень хочется поститься, но я этого не делаю, потому что привык любое дело делать хорошо, с полной отдачей. Пробовал начинать пост, но из-за проблем с желудком пришлось от этого отказаться. Знаю, что можно взять благословение и поститься, например, с молоком. Но это уже не пост получается. Лучше совсем не делать, чем кое-как. Похоже, положение безвыходное.
— Мне кажется, вы ошибаетесь, и положение вовсе не безвыходное. Конечно, все нужно делать с полной отдачей, на совесть. Но главное в посте, как вы, надеюсь, знаете, не физическое воздержание от употребления некоторых продуктов, а воздержание духовное. Человек может не есть мяса и не пить молока, но оставаться злым, завистливым, раздражительным. Разве он постится? Разве пойдет ему такой пост на пользу? И напротив, если по болезни человек употребляет в пищу скоромное, но борется с грехами, искренне молится, разве ему не пойдет это на пользу? Нам Сам Спаситель заповедал, как нужно поститься: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:16–18).
Будет ли пост считаться полноценным, если взять на себя только «посильную ношу», не связанную с едой? Например, отказаться от просмотра развлекательных программ или вообще не заглядывать в компьютер, только в случае острой необходимости. И стоит ли в пост бросать занятия в студии бальных танцев?
— Мы, разумеется, не можем сразу поститься так, как постились апостолы, святые отцы, монашествующие, подвижники благочестия. Поэтому «посильная ноша», как вы это называете, будет полезной, как первая ступень к серьезному посту. Но человеку не пристало оставаться на первой ступеньке лестницы, иначе и наверх не поднимешься. И если уж относиться к воздержанию всерьез, то было бы неплохо не бросать, но воздержаться от занятий в студии бальных танцев. Хотя, я думаю, это невозможно, потому что это же своего рода школа и занятия в ней установлены по расписанию. Не думаю, что они сильно повредят духовному состоянию ученика, вступающего на первую ступень поста, то есть учащегося поститься.
Прочитала, что есть такая практика: помимо общего поста обратить внимание на какой-то один свой недостаток, порок, страсть. И с этим грехом особенно твердо и внимательно бороться. Решила в этом году именно так бороться с собственной гордыней. Но почему-то не получается. Чем больше себя настраиваю на смирение, тем больше «выпирает» гордыня. Как нарочно. Посоветуйте, как ее преодолеть. Или, может быть, не стоит зацикливаться все-таки на одном недостатке?
— Действительно, такая практика есть. И очень даже полезная и доступная в то же время. Только вы сразу замахнулись на один из самых серьезных грехов, с которым подвижники борются в течение целой жизни. У гордыни много разновидностей, проявлений. Ведь что такое гордыня? Это обращенность на себя. В ее основании и гордость, и самолюбие, и тщеславие, высокомерие, и другие качества из этого ряда. Лучше бы выбрать одно из них. Например, своеволие. Вот и пытайтесь его победить. Конечно, нелегко. А кто обещал нам, что будет легко победить грех, особенно такой тонкий? Занятия физкультурой и то не сразу видимый эффект дают. Тягает человек гантели, а рельефа на животе все нет, и когда еще появится. Но появится, если продолжать занятия. Так и в духовной жизни — результат не сразу виден. Главное, руки не опускать. А советы, как победить гордыню, надо искать у святых отцов, они хорошо это знали — преподобный Ефрем Сирин, святитель Афанасий Великий… У нас много учителей — только не ленись!
Вначале пощусь очень легко, недели две все просто замечательно идет. А потом начинает одолевать уныние. И так каждый год. Стараюсь больше молиться. Но мысли рассеиваются. Да и не будешь же молиться всегда: и дома, и на работе. А уныние накатывает довольно часто. Как избавиться от этого в пост?
— Вот как говорят об унынии древние святые отцы Церкви: «Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога — будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник). «Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст). Немало можно найти определений этому серьезному греху. Не случайно преподобный Исаия Отшельник говорит: «Избегай уныния, ибо оно истребляет все плоды подвижничества». Как раз ваш случай. Уныние, по определению святых отцов, есть плод маловерия, и опасность его еще и в том, что ведет оно к отчаянию, а это уже серьезная опасность для души человека. «Печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир 31:25). Поэтому нам всячески нужно стараться избегать уныния. И тут без проявления воли не обойтись. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный». Советов, как побороть уныние, найти можно много, но сводятся они к одному — не поддаваться этому чувству, больше молиться, исповедаться, причащаться Святых Таин. Понятно, что нет какого-либо рецепта, в котором было бы названо снадобье: купил в аптеке, выпил, и все стало хорошо. В духовной жизни так не бывает.
Скажу честно, я чревоугодница и сластена, и в пост, помимо того, чтобы получить духовные плоды, хочу еще и похудеть. Не грех ли иметь такое желание? И еще вопрос. Можно ли дать, например, обет, чтобы не есть сладкого?
— Известно давно, что пост не диета и прежде всего направлен на исцеление души, но в желании похудеть нет ничего греховного, лишь бы это желание не стало главным. Также и в намерении отказаться на время поста от сладкого. Лучше, конечно, отказаться от него совсем или хотя бы ограничить себя в этом. Но и такая практика есть, когда мы в пост отказываемся от того, что больше всего привлекает. Это касается не только еды, но и, например, развлечений, зависимости от телевизора, компьютера и т.д. Ведь, отказавшись, мы стараемся сдержать слово, а значит, проявляем волю, что и помогает бороться с грехами, помыслами, страстями.
Как не растерять плоды поста на Пасху? В любой семье и на приходе, как мы знаем, в Светлые дни стараются приготовить много вкусных кушаний, вот и соблазн чревоугодия. И правда ли, что раньше, до революции, тех, кто умирал в это время от переедания, даже не отпевали?
— Во все дни Великой Четыредесятницы мы тренируем свою волю в воздержании. Результат этой тренировки должен проявляться и впоследствии. Иначе, что же — в пост мы умеем воздерживаться, а как только он закончился, позволяем себе пуститься во все тяжкие? Нет, не случайно пост называют упражнением. Как спортсмен тренируется не ради самой тренировки, а для того чтобы стать сильным, выносливым, чтобы одерживать победы в соревнованиях, так и постящийся человек — не для того постится, чтобы изнурить себя, обострить болезни или отказаться от чего-то только на время, а для того, чтобы набраться духовных сил и одерживать в дальнейшем победы над своими греховными наклонностями. Мне не приходилось встречать свидетельства о том, что когда-либо умершего от переедания не отпевали, и едва ли это было, но, так или иначе, пусть станет для нас напоминанием, как серьезно нужно подходить к проведению поста и тем более получить от этой ежегодной «тренировки» хороший результат — духовные силы.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.