Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > «Не доводи меня до греха!»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13(283) 11:13, 12 июля 2024

«Не доводи меня до греха!»

Как не попасться на удочку врага рода человеческого

Грешу. Понимаю, что грешу, и все равно продолжаю это делать. Вообще, можно ли в наше время жить без греха? Это очень трудно. Грех настолько вошел в нашу жизнь, что стал привычным делом. Даже выражение такое появилось — «повседневные грешки». Их батюшке называют на исповеди как бы между прочим, добавляя: «Ну, все же так делают…» Но ведь с ними надо бороться! А как это делать, если даже грехом-то их не считаешь или не замечаешь? В этих вопросах разбираемся с настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиереем Владимиром Гофманом.

Чем грех отличается от страсти, от порока? Что мне нужно называть на исповеди священнику? Только грехи? А про страсти, пороки, похоти, помышления тоже нужно рассказывать?

— Начнем с того, что на исповеди не «рассказывают», а каются в своих грехах Богу, Который невидимо присутствует во время таинства («се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…»). Рассказывают подружке, ей это, возможно, интересно, а Богу и так все известно, Он ждет только вашего искреннего раскаяния в содеянном. И священнику тоже ни к чему ваши рассказы, он здесь как свидетель вашего покаяния. Теперь об отличиях. Они, безусловно, есть, и весьма существенные. Грех — от греческого слова «амартия» (ошибка, промах, заблуждение, проступок). Страсть — «греховная зависимость, проявляющаяся в сильном влечении человека к определенному виду греха». Не сам грех, а склонность к нему, то есть, из чего грех вырастает. С церковнославянского слово «страсти» переводится как «страдания». Но в современном словоупотреблении оно чаще используется для обозначения греховных состояний человека, греховных расположений и навыков, влекущих его к нарушению заповедей Божиих, нередко даже против его воли. Святые отцы выделяли восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Каждая из этих страстей ведет человека к определенным грехам. Что касается понятия порока, то это слово можно назвать синонимом слова «страсть», то есть это стойкая привязанность, склонность человека, группы людей или общества к определенному виду греха. Но это слово чаще употребляется применительно к обществу, в церковной практике по отношению к человеку употребляется реже. Вот такая своего рода иерархия. Конечно, очень важно на исповеди не просто называть грехи, а, готовясь к таинству, определить страсти, которые толкают вас к тому или иному греху. Например, вы говорите, что вчера позавидовали подруге. Это грех. Но если вы вообще человек завистливый, то каяться надо в этой страсти. А покаявшись, бороться с ней, потому что, если страсть останется, то грех будет повторяться.

Иисус Христос сказал, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). Можете разъяснить, что такое хула на Духа Святого и почему Бог ее не прощает?

— Да, это единственный грех, который не бывает и не будет прощен. А почему? Потому что сам человек не желает прощения от Бога при жизни, а после нее — уже поздно. Хула на Духа Святого — это стойкое упорствование во грехе, отвержение Божией помощи и благодати, а в целом вообще неверие в Бога. Богословская наука называет три составляющие этого греха: упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божией, поношение или отрицание бытия третьего Лица Пресвятой Троицы, богохульство вообще. Для того чтобы грех был прощен, нужно в нем раскаяться, попросить у Бога прощения. При хуле же на Святого Духа никакого раскаяния нет, значит и прощения, о котором не просили, быть не может. Святитель Василий Великий дал несколько определений греху хулы на Духа Святого, а о результате хулы писал следующее: «Хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, в тебе обозначилось уже, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающего, объемлется душевною слепотою». А другой учитель Церкви святой Иоанн Златоуст говорил: «Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа, нет даже равного ему. В нем умножение зол, в нем то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение». Грехом хулы на Духа может быть сознательное самоубийство, в основе которого лежит неверие в Божию благодать, осознанный отказ от Бога и Его помощи. Вот потому-то вольное самоубийство и не может быть прощено, ведь самоубийца и не просил у Бога ни помощи, ни прощения, пока был жив.

Я молодая девушка, работаю в чисто женском коллективе. У нас на работе коллеги часто сплетничают между собой. Я стараюсь не участвовать в разговорах, но все равно не могу отключиться от бесед совсем. Слова проникают в сердце, появляются нехорошие помыслы. Подскажите, пожалуйста, как перестать осуждать людей даже в мыслях?

— Многие люди, не желающие загрязнять душу осуждением и пустой болтовней, молятся. Никто же не помешает вам молиться в уме? А если работа позволяет, так и наушники не грех надеть и слушать хорошую музыку или церковные песнопения. А для того чтобы не осуждать других, придется применить силу воли, не бояться быть в коллективе «белой вороной» и  чаще вспоминать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить…» (Мф 7:1–2).

Я очень вспыльчивый человек, завожусь по любому поводу (а иногда и без него). Подскажите, пожалуйста, как побороть внутреннюю злобу, раздражение на других людей?

— Это от гордыни. С этой страстью надо бороться. Гордыня не позволяет любить людей, исполнять заповедь Спасителя о любви. А Он говорил, что и врагов надо любить, иначе, чем мы будем отличаться от язычников или неверующих, они ведь тоже ближних любят? Но чтобы полюбить врагов, надо прежде того научиться любить ближних. Апостол Петр пишет: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца…» (1 Пет 1:22). Вот, значит, как: «послушанием истине чрез Духа». В духовной жизни без усилия не обойтись. «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него…» (Лк 16:16).

Прочитала, что есть грехи к смерти. Какие они и как их избежать?

— Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти» (1 Ин 5:16,17). То есть существуют грехи, ведущие к смерти, и другие, которые к смерти не ведут. Что же это за смертные грехи? Конечно же, речь идет не о физической смерти (хотя и такое бывало, почитайте Деяния апостолов), а о тех грехах, что ведут душу в вечную погибель — в ад. Например, упоминаемая уже хула на Духа Святого. Смертный грех — это когда человек сознательно отрицает бытие Божие, Его благодать и помощь, можно сказать, ненавидит Творца. Какие же грехи относятся к смертным? Святые отцы определили: раскол, ересь, колдовство, гадание, вероотступничество, содомия, грабеж, убийство, прелюбодеяние, святотатство, самоубийство и другие, которые человек совершает сознательно и часто с богоборческой целью. Как избежать таких грехов? Укреплять свою веру, чаще прибегать к таинствам Церкви и бороться с искушениями. Если коротко — жить по-христиански.

Подскажите, пожалуйста, как мне исполнять пятую заповедь, если родители меня бросили, когда я была совсем маленькой. Они сильно выпивали, и их лишили родительских прав. Я воспитывалась в детском доме. Сейчас их нет в живых. Я чувствую, что не могу в полной мере простить их.

— Надо их пожалеть, как больных людей. Не осуждать. Надо почувствовать благодарность уже за то, что они дали вам жизнь. Умение прощать — великий дар. В  полной мере им обладает лишь Христос. А мы учимся у Него. Часто не получается, но главное ведь желать доброго, и добро будет рано или поздно обретено. «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…» (Лк 11:9–10). Ваших родителей уже нет в живых, значит пятую заповедь можно исполнять, только молясь о упокоении их душ.

Является ли грехом фантазировать, мечтать? Можно ли православному человеку составлять карту желаний? Сейчас это очень модное увлечение. У многих моих знакомых некоторые желания, которые они визуализировали, исполнились.

— Смотря о чем мечтать. Мечта — это определенная цель, к которой человек стремится. У христианина тоже есть цели, а значит он может мечтать о достижении этих целей. У него появляется мотивация для движения вперед. Думаю, это хорошо. Но ведь есть в человеке зависть, тщеславие, желание стать богатым во что бы то ни стало и т. д. На этой почве цели и мечты едва ли могут быть угодными Богу и полезными человеку в деле спасения души. Вот евангельский пример недушеполезного мечтания. «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет…» (Лк 12:15–21). В Священном Писании есть ответы на все наши вопросы. Я имею в виду тех, кто хочет жить по-христиански. Просто надо научиться читать Евангелие и понимать не отвлеченно, а применительно к себе самому. Ну, а карта желаний — это что-то из детства…

Подготовила Татьяна Гарина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.