Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Не осталось равнодушных
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (99) 18:21, 11 августа 2016

Не осталось равнодушных

serafim3Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеевскую обитель стало не только отправной точкой ее возрождения, но и важнейшим событием современной истории Русской Православной Церкви. На страницах газеты мы уже обращались к материалам, собранным наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Затёкиным) для продолжения известной «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». На этот раз серия публикаций позволит читателям перенестись в Дивеево и стать очевидцами непростых трудов по восстановлению монастыря.

Начало положено

Когда в начале 1991 года стало ясно, что мощам преподобного батюшки Серафима надлежит вернуться на исконное место своего пребывания, на Нижегородской земле закипела работа по подготовке к этому воистину историческому событию.

21 марта 1991 года в Нижнем Новгороде состоялось заседание во главе с председателем исполкома Александром Соколовым. На нем присутствовал митрополит Николай (Кутепов), возведенный в этот высокий сан 25 февраля 1991 года, а также 13 человек от разных ведомств Нижегородской области. Заседание постановило: организовать комиссию и до апреля представить план мероприятий по подготовке к торжествам.

12 апреля владыка Николай отправил на имя заместителя председателя облисполкома Алексея Втюрина письмо, в котором просил учесть в связи с перенесением мощей пожелания Нижегородской епархии, в которые входило благоустройство территории Спасского Староярмарочного собора и Дивеевского монастыря.

Предложения владыки были приняты, и 25 апреля исполком утвердил план мероприятий по подготовке к перенесению святых мощей преподобного Серафима Саровского. Предстояли не только большие работы по восстановлению и благо­устройству, но и организация приема многочисленных паломников — их ожидалось до 15 тысяч.

Предполагалось, что в границы восстановленной Дивеевской обители войдут основные здания монастыря: соборы, колокольня с двумя трехэтажными пристроями, игуменский корпус и оставшиеся кельи насельниц, а также Троицкая и Казанская церкви. Что же касалось школы и райкома, то для их перенесения необходимо было предусмотреть возведение новых зданий. Число насельниц монастыря на тот момент составляло 200 человек.

Глаза боятся, а руки делают

В 1991 году митрополиту Николаю исполнилось 67 лет, но он, несмотря на столь почтенный возраст, словно обрел второе дыхание. Ольга Букова в своей книге «Святитель земли Нижегородской» писала о владыке: «Даже люди, что были моложе его в два раза, могли позавидовать его неутомимой энергии! Он буквально летал по епархии. В восстановлении церковных памятников были задействованы большие силы. И если в Нижнем дело продвигалось довольно спешно, поскольку власти помогали, то в Дивееве было очень много трудностей. Владыке приходилось ехать в Дивеево для решения буквально каждой мелочи…

Снос каждого сарая, каждого туалета и помойной ямы на Святой Канавке превращался в мировой скандал. Никто не был готов к такому яростному сопротивлению местных жителей. <…> Да и сам Дивеевский райисполком пытался за счет Церкви решить все накопившиеся за 70 лет советской власти социальные проблемы поселка. <…> Митрофорный протоиерей Игорь Покровский вспоминал: «Нашей семье выпала честь и вместе с тем тяжелая доля подготовить Троицкий собор к приему мощей Серафима Саровского. И я, и оба моих брата, впервые приехав в Дивеево, были потрясены его удручающим видом. <…> Но… глаза боятся, а руки делают. Трудиться с владыкой было легко, он не сковывал инициативы, соглашался с твоими идеями. Единственное, что требовал, чтобы было соответствие с исторической достоверностью. И это было иногда сложно, поскольку многие благодетели, жертвуя на монастырь личные средства, хотели, чтобы некоторые вещи соответствовали их вкусу. Но мы старались. Место, конечно, было запущенным до предела. С территории монастыря мы вывезли только мусора более 200 машин. <…> Работали круглосуточно, времени было в обрез, а местные власти не столько помогали, сколько мешали. Но в душе, несмотря ни на что, было постоянное чувство радости. По молитвам батюшки, не иначе, многое получалось».

Сложностей в восстановлении поруганной святыни было действительно много. Можно было только удивляться бесконечному терпению владыки Николая, а по сути — глубине его веры, когда он не только ни разу не повысил голос, но даже бровью не повел в ответ на откровенное хамство со стороны жителей Святой Канавки.

«Батюшка Серафим все управит и все рассудит», — с твердой уверенностью говорил владыка. И столько было в нем любви, терпения и сострадания к этим несчастным людям, не понимавшим, что они делают. В эти дни он часто повторял фразу: «Бедные люди, они не ведают, что творят».

Свидетели чудесной радуги

Несмотря ни на что, сквозь все сложности и препятствия, Дивеевский монастырь неуклонно восставал из руин. И вот наступил день, — это было 6 июля, — когда на центральный купол Троицкого собора был воздвигнут крест.

О подробностях этого события мы знаем из воспоминаний митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла (Покровского): «Замотанный для безопасности в матрасы, крест стали тросом поднимать на купол. Погода была пасмурная. В монастыре в это время жила английская писательница, которая собирала материал о православии в России. Мы с ней только вышли из трапезной, и я пригласил ее посмотреть на подъем креста. Вдруг люди вокруг стали кричать: «Смотрите, смотрите — радуга!» Действительно, тучи разошлись, и вокруг солнца, которое стояло почти в зените, образовалась радуга. Ее четкий круг был ярко виден. В этот миг не только меня, но и всех, кто стоял рядом, наполняло такое радостное чувство, такой невероятный духовный восторг, что все плакали. Потом полчаса мы стояли со слезами умиления и пели».

Точно такое же событие описала очевидица тех благословенных дней Лидия Бродицкая: «…когда на Троицком соборе устанавливали последний, пятый по счету крест, верующие собрались внизу у задней стены собора сопровождать работу верхолазов молитвенным пением. Человек пятьдесят без всякого управления слаженно пели тропарь Кресту, Символ веры. Вдруг кто-то вскрикнул: «Смотрите, радуга!» На небе действительно сияла семицветная радуга, вытягиваясь в сторону храма. Она то сжималась, то вырастала, ни на секунду не пропадая. Люди опустились на колени, многие плакали. То были слезы радости, ведь радуга — знак примирения Бога с человеком. Во всяком случае, мы все были уверены, что наша молитва услышана».

Новый период духовного бытия

Страницы всех воспоминаний о возрождении монастыря до отказа наполнены людьми: иерархи Церкви, духовенство, паломники, трудники — бесчисленное множество православного народа приняло в самое сердце дело возвращения святых мощей батюшки Серафима в родное Дивеево. Огромное количество безымянных жертвователей внесли свой вклад — деньгами или трудом — в то великолепие Дивеевской обители, которое мы видим сейчас.

Показательна в этом смысле листовка, изданная 16 июля с благословения Святейшего Патриарха Алексия II общественным комитетом по организации перенесения святых мощей преподобного Серафима Саровского. Она была перепечатана в нижегородских газетах, а также раздавалась в храмах Нижегородской епархии: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры! Приближается день великого духовного торжества — перенесения святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, крестным ходом из Москвы в монастырь в с. Дивеево. Сто шестьдесят лет назад преподобный Серафим Саровский предвидел это событие, также как великую смуту на Руси и духовное возрождение нашего Отечества после тяжких испытаний. Несколько поколений православных людей хранили в своих сердцах эту «великую Дивеевскую тайну», несмотря на то, что внешние обстоятельства ни в прошлом, ни в нынешнем веке не давали даже надежды на ее исполнение. <…> Несомненно, что это великое событие откроет новый период духовного бытия Русской Церкви и всей России». Авторы листовки призывали к всенародной помощи святому делу — личным участием, материальной помощью, реальной организационной поддержкой.

18 июля 1991 года состоялось историческое заседание Священного Синода, на котором были вынесены решения о назначении викарным епископом в Нижегородскую епархию архимандрита Иерофея (Соболева) и об открытии в поселке Дивеево монастыря. Синод постановил: «Благословить открытие Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в п. Дивеево Нижегородской епархии». Так по неизреченному Промыслу Божию с 18 июля 1991 года было положено возобновление монашеской жизни в известной всему миру Свято-Троицкой Серафимо-Дивеев­ской обители.

В Дивееве эту новость получили 21 июля, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери. В этом также усматривается особый Промысл Божий над Дивеевской обителью, поскольку именно с Казанской церкви, построенной святой преподобной первоначальницей монастыря матушкой Александрой в 1722 году, эта обитель начала созидаться.

Продолжение следует

Архимандрит Тихон (Затёкин), наместник Вознесенского Печерского монастыря

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.