Сегодня эта площадь, как и в предыдущие XIX–XX века, в Нижнем Новгороде одна из центральных. Она — в ряду визитных карточек приволжской столицы, первой встречает гостей, прибывающих в наш город на теплоходах.
Каждый нижегородец знает этот привычный образ: речной вокзал, монумент героям Волжской военной флотилии, в центре — фонтан в летнем окружении зелени деревьев или хрустальных переливах зимы. И все же есть в этом какое-то ощущение незавершенности, недосказанности. Многие ли из нас вспомнят само название площади — в честь погибшего в Гражданскую войну балтийского матроса-большевика Маркина? Или, к примеру, как в ансамбль домов дореволюционного времени «вошло» серое безликое здание «Нижновэнерго»? А когда-то это место в городе отличалось неповторимой притягательной красотой, главной доминантой которого были две Козьмодемьянские церкви.
Приглашала гостей «иордань»
Площадь Маркина до революции носила название Софроновской — по стоявшему на ней дому семеновского купца Софронова. Как и ныне, в центре площади располагался фонтан в виде круглой чугунной чаши с высеченной надписью в честь купцов-благотворителей Бугровых, Блиновых, Курбатова. Характерной особенностью площади была так называемая «иордань» — кустарно-щепной торг, ежегодно устраиваемый на Крещение. На этой небольшой ярмарке, вокруг Блиновского садика, ставили скамьи, навесы, лари со всевозможными изделиями и поделками. В основном ярмарка была ориентирована на крестьянское сословие, покупавшее глиняную посуду и соль. Представители благородных семейств приобретали здесь игрушки для своих чад. А сколько вкусного было на этом торгу: городецкие пряники и балахнинские коврижки, осенью горожан радовали астраханские арбузы. Но главное — Софроновская площадь была общественно-деловым центром Нижнего Новгорода. С западной стороны здесь располагались торговые дома и биржа, с юга ее замыкал Блиновский пассаж, с севера шла череда волжских пристаней, а на месте нынешнего здания «Нижновэнерго» стояли две Козьмодемьянские церкви, старая и новая. Гармонично дополняя площадь, они значительно оживляли и перспективу Рождественской улицы.
«Корабль» на берегу
В биографии каждой древней православной церкви есть «деревянный» период. Не стала исключением и Козьмодемьянская церковь. Доподлинно известно, что деревянная клетская церковь Козьмы и Дамиана существовала на Нижнем посаде в 1620-е годы. А вот точное время возведения одноименного каменного храма не установлено. Наиболее вероятную версию предложили в 1895 году члены Нижегородской епархиальной церковно-археологической и Нижегородской губернской ученой археологической комиссий: «каменная Космо-Дамианская церковь появляется лишь во второй половине XVII века».
По плану 1819 года, церковь Козьмы и Дамиана находилась среди городской застройки, чуть в стороне от Рождественской улицы, по красной линии которой, а также переулка, ведущего к Волге (будущий Козьмодемьянский), шла ограда, образуя небольшой церковный погост. С севера к церковному погосту почти вплотную примыкали жилые усадьбы, а с запада храм был обращен в сторону еще одного переулка.
По своей планировочной структуре церковь относилась к типу «корабль». В 1825 году основной объем храма был перестроен и приобрел классический облик со сферическим куполом и входными портиками, которые контрастировали с оставшимися в прежнем виде колокольней и короткой трапезной. В храме было три престола: кроме главного, в честь святых бессребреников Козьмы и Дамиана, в трапезе располагались южный придел в честь священномученика Антипы и северный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Иконостас алтаря был трехъярусным, с золоченой резьбой и колоннами. Стены холодной церкви были покрыты ярко-голубой краской и украшены живописными картинами, изображающими двенадцать апостолов (в самом куполе), четырех евангелистов (ниже, на сводах), а на стенах — Тайную вечерю, Моление о чаше, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
Когда наступала вода
Местоположение Козьмодемьянской церкви имело и минусы: она постоянно страдала от весенних половодий. Вот что писали причт церкви и староста нижегородскому епископу Иеремии в марте 1856 года: «В трапезе от большого разлива рек Оки и Волги бывает вода примерно вершков до десяти, отчего богослужение в трапезе до слития не совершается, а по слитии оной, как в трапезе, так и в церкви, бывает сырость, от которой каждогодно внутренняя штукатурка отстает и делает внутренность церкви неблагоприличною». В связи с этим предлагалось как трапезу, так и церковь «стенами возвысить».
Проект реконструкции был высочайше утвержден Синодом и Главным управлением путей сообщения и публичных зданий в Санкт-Петербурге. Однако дело затянулось из-за отсутствия денежных средств. А между тем древнее здание церкви продолжало ветшать. В 1870 году в объездном журнале благочинного протоиерея Ипполита Световидова отмечалось, что «Козмодамианская церковь… находится в жалком положении: в трапезе имеются трещины, опасные для здания, во время большого весеннего разлива вода втекает в церковь, от коей подвергается порче пол, штукатурка на стенах и позолота иконостасов». Кстати, к тому времени на строительство уже было собрано около 5000 рублей серебром, однако староста церкви купец 2-й гильдии Обрядчиков не решался приступить к началу работ. Лишь под угрозой закрытия церкви в мае 1872 года прихожане приняли окончательное решение: вместо ремонта строить новый храм.
Сохраненная волей государя
Здание новой церкви было заложено 24 августа 1872 года, а освящено лишь 18 лет спустя — 26 августа 1890 года, что говорило о трудностях в строительстве храма. Автором проекта стал Лев Даль. Место для возведения нового здания храма позволяло сохранить старую церковь на время богослужений во время строительства. Затем старые церковные строения подлежали разборке. Но за продолжение жизни старой Козьмодемьянской церкви неожиданно высказался исследователь старины реставратор Андрей Титов, осматривавший храм. В письме Императорскому московскому археологическому обществу он сообщал: «Я нашел достойной внимания шатрообразную колокольню этой церкви. Желательно, чтобы хотя бы этот, один из немногих уцелевших памятников XVII века, был сохранен, причем сохранение этой колокольни не будет нисколько стеснять окружающие здания, а скорее, будет служить украшением новой церкви». В связи с этим археологическое общество просило Андрея Титова «разъяснить местным властям и духовенству важность этих памятников».
Не тут-то было! После освящения нового здания храма церковный причт официально возбудил перед епархиальным начальством ходатайство о разборке церкви «за ненадобностью и неимением средств к ее поддержанию». А далее, судя по письму нижегородского епископа Владимира обер-прокурору Синода Победоносцеву, дело предварительно было передано на рассмотрение Нижегородской епархиальной церковно-археологической комиссии. Но письмо это было составлено… через пять лет после ходатайства о сносе старого храма — в 1895 году. Потребовалось вмешательство самого императора. В сентябре 1895 года Победоносцев известил нижегородского губернатора Баранова: «До государя дошло, что хотят сломать или уже сломали в Нижнем Новгороде колокольню в церкви Козьмы и Дамиана. Государь недоволен этим. Прошу Вас, если еще не разрушена, оставить». После всестороннего анализа ситуации Императорская археологическая комиссия разрешила разборку основного здания храма, с сохранением и реставрацией колокольни, сохранением и переоборудованием трапезной в часовню.
Торжественный момент для Козьмодемьянской церкви наступил 20 июля 1896 года, когда в Нижний Новгород на XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку прибыли император Николай II с супругой. Вот что отмечал по этому поводу в «Нижегородском иллюстрированном календаре» публицист и педагог Василий Виноградов: «Следуя Рождественской улицей, Их Величества изволили приказать остановиться возле церкви во имя святых Козьмы и Дамиана. При этой церкви имеется замечательная, как памятник церковного зодчества, колокольня, сооруженная в семнадцатом веке. Колокольня эта по желанию Его Величества сохранена как памятник старины, реставрирована под руководством архитектора Мельцера и приведена в надлежащий порядок».
Это было последнее почтение главы российского государства к древней церкви. В советское время церковный ансамбль был уничтожен. На его месте возвели безликую серую коробку в стиле сталинского классицизма.
Подготовил Игорь Чистяков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.