Каждый из нас в своей жизни (иногда даже неоднократно в течение одного дня или даже часа) переживает искушения. Порой они способны повергнуть в совершенное уныние, когда нет «света в конце тоннеля». Но не зря говорят, что уныние наше — от маловерия. Как же правильно относиться к искушениям? Об этом мы беседуем с клириком Абабковского Николаевского Георгиевского женского монастыря игуменом Андреем (Яруниным).
— Отец Андрей, что считать искушением? Какую-то неприятность, беду или некий соблазн?
— И то, и другое, и третье. Искушение — это тренировка веры, то, что нас испытывает на верность христианским, православным принципам жизни. Несчастье, которое приходит извне, и вдруг возникшее желание съесть в постный день нечто скоромное суть имеют одну — они возникают как площадки для преодоления, чтобы мы могли проявить благую волю и поступить так, как велит Господь. То есть беду нужно пережить со смирением и благодарностью, от скоромного отказаться. Так христианин испытывается на прочность. Апостол Иаков говорит: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие» (Иак 1:2–4), то есть оно совершенствует человека духовно.
— Но иногда неприятности могут длиться довольно долго. Как поступать тогда: просто терпеть и благодарить или же благодарить, но противодействовать, пытаться исправить ситуацию?
— Одно другому не мешает. Важно лишь понимать границы собственных сил. Человек борется за лучшее до тех пор, пока ситуацию можно преодолеть. Если же становится понятно, что изменить положение не удастся, остается только терпеть. Но и борьба, и терпение должны иметь общую основу — великую надежду на милость Божию.
— Возможна ли, вообще, жизнь христианская без искушений?
— Ни христианская, ни человеческая в целом. Даже далекий от веры мирянин, жаждущий славы и богатства, без испытаний и усилий их не приобретет. Так же и в духовной жизни: не пройдя через искушения, не получишь духовного богатства. Каждый раз это новая ступень, на которую нужно подняться.
Кто-то может сказать, мол, есть люди, которым все в жизни дается без усилий. Но это поверхностное суждение. Мы не можем знать всей глубины духовной ситуации человека и степень его внутренней борьбы. Господь всем желает спасения, поэтому искушения посылает всем. Но иногда кому-то больше, чтобы вывести человека на новую для него ступень.
Жизненные испытания могут привести человека к вере. Если же он не вразумляется, тогда Господь может еще прибавить искушений. Про таких говорится в Псалтири: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс 31:9). Неверующему посылаются большие искушения, пока не уверует, а если все бесполезно, то Господь как бы «машет на него рукой» — это уже состояние богооставленности, самое печальное, что может быть.
— Получается, искушения полезны, но в Молитве Господней мы просим: «Не введи нас во искушение». Это противоречие?
— Противоречия здесь нет. Просто искушения бывают разного рода. Во-первых, есть посильные, а есть непосильные. Вот мы и просим, чтобы у нас были только посильные искушения. Во-вторых, одни нам даются по воле Божией, другие — по попущению Божию. Чувствуете разницу? В первым случае искушения приходят извне: голод, бедность, болезни… Как говорится, такова жизнь, с кем не бывает. В случае попущения Божиего человек виноват в своих бедах сам: алкоголь, наркотики, блуд… И вновь от таких искушений просим Господа нас избавить, не попустить. И, конечно, от отчаяния, когда человек может посчитать, что Бога нет, раз помощи ждать неоткуда. Это страшнее пьянства и наркотиков.
— А как вести себя во время напасти? Мы уже сказали, что благодарить, терпеть, бороться и молить о милости. Но, может быть, есть еще какие-то духовные упражнения, которые помогут преодолеть уныние и смущение?
— Если это «внешнее» искушение, то и средства нужны «внешние». Скажем, мудрость человеческая. Сам не можешь найти вариант решения — обратись к мудрому человеку, попроси совета. Против «внутреннего» искушения (одолевающей тебя страсти) нужны «внутренние» средства. Во-первых, вера, что все это произошло по воле Божией. Во-вторых, смирение и благодарность Богу. Начинаем усерднее молиться, чаще исповедоваться и причащаться, более целеустремленно бороться со своими страстями, внимательнее относиться к своему внутреннему устроению. Смиряться в таком случае нужно вплоть до того, чтобы считать себя последним человеком. Так делали святые. И тогда искушения ослабевают или проходят. Невозможно бороться со страстями, не приобретая в то же время добродетелей. Нужно делать вещи, противоположные греху. Жадность тебя одолевает — больше раздавать, чревоугодие — вспомнить про воздержание. Вот главное аскетическое средство.
— Когда ты в данный конкретный момент стоишь перед выбором, может быть, молитвы какие-то особые читать, чтобы укрепиться?
— Особых молитв, кроме Иисусовой и «Отче наш», нет, но те, что мы знаем, читать нужно более «качественно». С покаянным чувством. И попоститься получше. Поменьше поесть. Поменьше поспать. Меньше развлечений, встреч, телевизора, компьютера и прочего. Отказ от лишнего — вот что главное. Ответ приходит сам. Примером в этом отношении нам служат жития преподобных отцов и других подвижников. Святые Серафим Саровский, Сергий Радонежский, недавно прославленный Гавриил (Самтаврийский)… Настоящие аскеты не меньше были подвержены искушениям, чем мы, просто им легче было их преодолевать.
Как боролся с искушениями батюшка Серафим? Сначала он жил в монастыре, но ограничивал себя. Меньше встречался с людьми, меньше разговаривал, больше молился. То есть внимательнее, усерднее. Больше читал святых отцов. Он же Священное Писание знал очень хорошо, как будто плавал в нем. И был настолько целомудрен, что ни разу не ночевал в Дивеевской обители, насельниц которой окормлял. То есть ограждать себя надо от обстоятельств, которые могут вызвать какой-то соблазн.
Из аскетов древности в первую очередь нужно вспомнить об Антонии Великом, который подвергался страшным искушениям в пустыне. И все претерпевал. Силой молитвы и постом. В пустыне у него был огород, где преподобный выращивал овощи (больше для гостей — паломников, которые изредка приходили к нему), пил воду, читал Священное Писание…
— В одной из притч говорится о том, как умудренный монах замечает молодому, просящемуся в пустыню: «Легче ужиться с дикими зверями, а ты пойди, уживись с братией».
— Он просто советует ему не забегать вперед. Пустыня и монастырь дают разные степени искушений. Поладить с братией — первая из них. Если научишься здесь преодолевать искушения, ты уже можешь жить один. Людей, которые тебя искушают, тоже направляют бесы, нужно помнить об этом, но с людьми, в которых всегда остается и много доброго, все-таки можно говорить на человеческом языке. Пройдя соблазны, приходящие через людей, можешь идти в пустыню, где бесы искушают, так сказать, «в чистом виде». А «род сей», как мы знаем, побеждается только молитвой и постом.
Беседовала Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.