Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > В храме > Не век порхать неофиту
«Моя надежда» Моя Надежда №2 (2022) 10:14, 1 июля 2022

Не век порхать неофиту

Как перейти от духовного младенчества к взрослению? 

Еще пару месяцев назад ты порхала со службы на службу, как бабочка, читала в день десять акафистов, выписывала в тетрадь наставления старцев… А сейчас не можешь заставить себя подняться с кровати и идти на воскресное богослужение. И сколько раз уже пропущено утреннее и вечернее молитвенное правило?.. Если кто-то узнал себя в этом эпизоде, пусть не спешит заливаться краской от стыда. Просто теплый период неофитства закончился. А что же дальше?

Дальше все только самое интересное. Попробуем вместе разобраться и понять, что происходит с человеком, когда он проходит период воцерковления, как удержаться в Церкви и не свернуть с дороги.

Потому что по любви

Неофитство можно сравнить с периодом влюбленности. Вспомним, как ведет себя человек в таком состоянии. Ему хочется всем без конца говорить об объекте своего восторга. В данном случае о Боге. И не важно, хочет ли его слушать собеседник. Новичка буквально распирает от откровения, которое он получил, открыв для себя мир духовный, испытав на себе благодать Божию. После богослужения неофиты не выходят — они вылетают как на крыльях, готовые расцеловать каждого встречного.

Основной принцип свежеиспеченных христиан не просто как можно больше говорить о Боге, но и поучать других, в том числе стыдить за недостаток благочестия. На слово «фарисей» в свой адрес они, между тем, обижаются. Осуждение окружающих и нетерпимость по отношению к несогласным отличает многих начинающих православных.

Первыми под удар попадают домашние и друзья. Иногда неофит даже сознательно разрывает отношения с ними. «Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками», — замечание весьма распространенное.

Само по себе желание привести родственников и друзей к Богу благое. Вопрос только по поводу способов миссионерства. Поскольку вера неофитов ревностна и горяча, для них не запретным бывает в прямом смысле взять близкого человека за шкирку и потащить в храм, посадить всех домашних на строгий пост, поднять на общую молитву с помощью угроз, запретов и скандалов.

По той же причине неофит стремится участвовать во всех религиозных спорах. Как спринтер, бегущий 100-метровку без подготовки, он самостоятельно берет на себя непосильные послушания. Духовник (который у него, безусловно, есть, к сведению окружающих) лишь задним числом узнает обо всех его инициативах.

Как выглядит страничка влюбленного в соцсетях? Сколько на ней восторженных посвящений, «умных» мыслей и ванильно-розовых цитат из романтических фильмов и книжек. Страница неофита в соцсетях полным-полна перепостами с православных пабликов. Вот какой я хороший и правильный! Девушки на выданье любят постить что-нибудь в духе «православная невеста и жена». Да, и побольше селфи! А вдруг принц зайдет на ее страницу? Основной посыл постов православной молодежи — как круто быть православным. И, как правило, это касается лишь внешней атрибутики. Люди обожают свою праведность и чрезвычайно ею гордятся.

Что еще отличает неофита? Он точно знает волю Божию. Когда же события вдруг разворачиваются не по тому сценарию, начинается период остывания. Господь ломает наш эгоизм, который есть в каждом из нас. «Как так? — спрашивает неофит у Бога. — Я же так старался служить Тебе! Почему Ты не даешь мне просимого?» Бог молчит — неофит начинает нервничать. Богослужебный энтузиазм резко идет на убыль, окрыленности больше не чувствуется. Ходишь по храму с каменным сердцем и кислым лицом и пугаешь прихожан, которые помнят тебя другим: порхающим, безмятежным, бесконечно любящим всех и вся — и спрашивают, что случилось.

Затем начинаются допросы с пристрастием батюшек. Но как бы священники ни старались объяснить уже не неофиту, а сомневающему, что на все воля Божия, он все равно знает, как будет лучше. Лишь некоторые старательно пытаются осознать эту мысль. До большинства доходит туго. Они предпочитают продолжать духовное насилие над собой: читают еще больше акафистов, молитв, канонов, совершают паломнические поездки, всячески стремясь вернуться к первоначальному состоянию, когда они ощутили благодать Святого Духа. Наконец есть и те, кто решается уйти из православия совсем. Настолько сильно их разочарование.

За спадом взлет

Период спада чувств и усталость — процесс естественный. Ничем не хуже хорошо известного и никем не осуждаемого профессионального выгорания. По мнению немецкого психотерапевта Мартина Грабе, выгорание — это нормальный период, во время которого есть возможность взять паузу и подумать, пересмотреть свое отношение к работе, взаимоотношения с близким человеком, другом или даже с Богом. Ведь эти отношения — живые, и для них характерны периоды спада, а затем воскрешения. Главное не потухнуть совсем.

Но вернемся к аналогии со влюбленностью. Ведь и этот сладкий и безмятежный период когда-нибудь заканчивается. С небес ты спускаешься на землю. Невозможно вечно пребывать в этом состоянии. Ты начинаешь видеть реального человека, а не придуманный образ. Если люди не выдерживают период остывания, то разочаровываются и уходят на поиски новой влюбленности. У тех, кто решается быть вместе, возникает множество вопросов. Смогут ли они идти на уступки, нести тяготы друг друга? Возникнет ли единение двух душ? Сможет ли влюбленность перерасти в любовь, которая, в отличие от первого состояния, может быть вечной. Влюбляемся мы за что-то, а любим просто так. Так же и в отношениях с Богом, Который есть любовь (1 Ин 4:8).

Делая первый шаг на пути к Господу, мы сразу, авансом, получаем от Него огромную защиту и поддержку. Ты как будто в руках Божиих, все у тебя получается. В пору духовного младенчества за человеком и правда нужен глаз да глаз. Но проходит время, и «ребенка» нужно ставить на ноги. Сначала Господь держит за руку, и мы, немного запинаясь и спотыкаясь, пытаемся делать шаги. Потом Он отпускает руку, и тут мы плюхаемся на землю. Больно. Даже слезы из глаз. Потираем разбитую коленку, закусываем губы от обиды: за что Ты меня оставил? А Бог и не думал оставлять. Он всегда рядом. Просто ты уже достаточно окреп. Теперь смело можешь шагать по дороге. Пускай спотыкаясь, падая, набивая шишки, порой тормозя на одном месте, но все же продолжая движение вперед.

Важно не сожалеть об утраченном периоде неофитства. У человека, который решает остаться с Богом и не искать других источников получения благодати, часто бывает состояние грусти и тоски. Немного страшно делать шаги, пока плохо чувствуешь опору. Зато взамен утраченных иллюзий получаешь другое качество — способность сочувствовать и помогать не сойти с пути другим, относиться к ним с теплотой и пониманием. С нами Бог! А неофитство — естественный этап на пути к Нему. За преодолением духовного спада обязательно последует новый подъем, и радость от переживания богообщения оживет в тысячный раз как впервые.

Текст: Татьяна Гарина