Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Адреса милосердия > Не видеть, чтобы понять
«Ведомости Нижегородской митрополии» 5 (161) 15:21, 14 марта 2019

Не видеть, чтобы понять

В 2019 году православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского принимает участие в городской программе «Курс на здоровый образ жизни. Полный вперед!» На одном из мероприятий Светлана Торчинская, начальник отдела «Клуб инвалидов «Вера» Центра «Молодежные инициативы» города Дзержинска, рассказала о программах, в которых могут поучаствовать школьники и студенты.

Пришел первым не значит победил

Как понять человека, о жизни которого ты знаешь только понаслышке? Что зрячему человеку поможет лучше понять незрячего? Можно, конечно, прочесть часовую лекцию о белой трости, о том, как люди адаптируются к условиям жизни, о взаимопомощи. А можно побыть с завязанными глазами 15–20 минут: пройтись по комнате, достать книгу с полки, одеться. Или попробовать объясниться с человеком жестами, или походить с костылями. На языке методических программ это называется практико-ориентированным подходом, по-простому: встать на место другого. Не зря проект, который реализуют специалисты клуба, называется «Включись в иную жизнь».

К участию приглашаются школьники и студенты образовательных учреждений города. Курс состоит из восьми основных занятий и двух обобщающих.

— Мы им не рассказываем, как живут люди с ограниченными возможностями здоровья, а предлагаем почувствовать это на себе, прожив всего час их жизнью. Попробуйте, например, 45 минут общаться на языке жестов, не произнося ни слова. Или зайти в комнату обыкновенным зрячим человеком и выйти оттуда уже «слепым», чтобы потом подняться на второй этаж и найти нужную комнату, в которой будет проходить занятие. Иног­да мы приглашаем на занятия людей из местных отделений обществ инвалидов глухих или слепых (ВОГ или ВОС), чтобы они показали, как можно общаться с человеком, который не похож на тебя, — говорит Светлана Торчинская.

Первая половина занятий — это знакомство с иным для них миром: «миром темноты, тишины», миром людей маломобильной группы.

Вторая половина занятий предполагает более активные формы — группам предлагается пройти социальный квест, где в процессе игры участникам команды приходится оказываться в роли людей слепых, неслышащих, передвигаться с помощью инвалидной коляски или костылей. И даже после того как они выполнят свое задание, ограничение не снимается, и в команде появляется человек, которому нужна помощь. А справится ли с этим команда — это и является главной задачей квеста.

В декабре клуб организует спортивный парафестиваль, где участвуют команды, в составе которых как здоровые люди, так и те, кто имеет физические ограничения. Последним помогают друзья по команде и волонтеры, прошедшие курс «Включись в иную жизнь». Еще одно значимое спортивное событие — эстафета «Дорога доброты».

— Смысл в том, чтобы показать молодежи: наша жизнь, вроде бы, касается только нас, и тем не менее нужно видеть и тех, кто рядом с тобой. Не обязательно инвалид — это могут быть и мама с коляской, и пожилой человек, — поясняет Светлана Анатольевна. — На каждый этап выделяется время. Но… не та команда побеждает, что пришла первая, а та, которая вспомнила, что эта эстафета — дорога добра.

Почему родители переходят на крик

Девушке советуют попробовать запрещенные вещества. Юноша приглашен на день рождения, где ему предлагают выпить. Какой выбор они сделают в подобных ситуациях? Что последует за их решением? Ответить на эти вопросы приглашают студентов и школьников. Пока проигрывается одна из подобных ситуаций, действие останавливается, и включаются зрители. Занятия Психологического театра «Стоп-кадр» направлены на профилактику здорового образа жизни. И здесь снова тот же принцип — включись — только на сцене. Проигрывать роль легче, чем рассказывать о своей жизни. Через проживание роли, через построение своего сценария, школьники, студенты находят ответы на волнующие вопросы: как не закурить/не запить/не начать принимать наркотики и не обидеть тех, кто рядом, кто предлагает, кто, вроде бы, желает тебе добра… Как общаться со сверстниками, как налаживать отношения с противоположным полом…

— Зачем люди курят? Чаще всего ответы однотипные: «хочется», «не хочется отставать от своих ребят», «так все курят» и так далее. И где гарантия того, что вы не будете в это втянуты? — рассуждает вслух Светлана Торчинская. — Никто не знает, хватит ли у каждого из нас силы воли выдержать давление, которое мы испытываем. Курящие, несмотря на закон, как дымили, так и дымят. Подростки часто ведутся на «слабо», чтобы попасть и удержаться в компании. И наша цель — донести до них, что говорить «нет» своим «друзьям» можно, чтобы молодые люди задумались, а нужны ли такие друзья, которые не принимают тебя таким, какой ты есть?

У мини-спектаклей театра «Стоп-кадр» финал чаще всего грустный, специально, чтобы его участники оценили, к чему может привести неумение в нужный момент сказать «нет». Но сами ребята могли предложить и другой финал, приняв правильное с точки зрения здорового образа жизни решение.

Взаимоотношения с родителями — еще одна животрепещущая тема.

— Когда подростки становятся на место мамы или папы, — продолжает Светлана Анатольевна, — они начинают понимать, что взрослые волнуются, чувствуют себя бессильными в отношениях с детьми, оттого и кричат. И мы говорим о том, как построить диалог, чтобы взрослые тебя поняли. Самый запоминающийся случай был в одном училище, когда мы беседовали с ребятами и они открыто говорили, что курят, пробовали. Мы обыгрывали ситуацию, в которой у них уже свои дети, и вот через 15–16 лет их ребенок приходит с дискотеки пьяный… Наступает тишина, и парень, который только что говорил: «Я пил, пью и буду пить», произносит: «Я ему уши-то пообрываю!» Как же так, спрашиваю, ведь ему столько же лет, сколько и вам сейчас. Мальчик сказал: «Ну, я другое дело…»

О стереотипах — наглядно

Иногда ребята на таких встречах спрашивают: «А вы сами-то наркотики пробовали?» — «Нет, — говорит Светлана Анатольевна. — А вы с 10‑го этажа прыгали?» — «Нет, мы что, дураки?» — «А иногда прыгают и выживают. И ведь «нужно все попробовать», так почему не прыгнуть?» Подростки пытаются отговориться, мол, с одного раза ничего не будет, что пробуют они только легкие наркотики. Как до них достучаться?

На одной из встреч с молодежью Светлана Торчинская предложила участникам выстроиться в ряд и рассчитаться на первый, второй, третий в произвольном порядке, а затем привела пример из жизни: сидели трое ребят, подошел к ним человек и предложил попробовать «посильнее». В результате одному только желудок промыли, другой неделю в больнице пролежал, а третий стал инвалидом.

— А теперь, третий номер, встаньте, — заканчивает она импровизированную историю. — Вы стали инвалидами…

Организаторы встреч надеются, что подобные занятия заставят молодых людей призадуматься: только когда пропускаешь ситуацию через себя, начинает что-то меняться.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.