Главная > К духовному размышлению > Не застрять в «новичках»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 6 (138) 15:54, 22 марта 2018

Не застрять в «новичках»

С чего начинается церковный путь у человека некрещеного, но готовящегося? И что делать тому, кто только начинает воцерковляться? Как правило, такие люди задаются вопросами: что читать, как не запутаться на этом трудном пути нравственного восхождения? Как при отсутствии духовного отца или наставника контролировать ситуацию, чтобы не набить себе шишек? Наконец, как не отчаяться при отсутствии видимых положительных результатов?

С духовником и книгой

У неофитов (от греческого слова со значением «новонасажденный, новообращенный»), действительно, вопросов и недоумений больше, чем ответов. К примеру, для малоопытного в Писании человека слишком непривычно, строго звучат евангельские призывы: «Отвергнись себя и возьми крест свой» (Мк 8:34) или призыв радоваться по случаю гонений и притеснений (Мф 5:11–12). Как-то раз в разговоре на подобную тему мой собеседник сказал, что в этой ситуации он боится стать неофитом. Пришлось объяснять, что в его устах это слово приобрело негативную окраску, однако он просто запутался в терминологии.

Между прочим, в Православной Церкви есть даже святые, которых так и зовут — Неофит. И применительно к практике воцерковления это слово употребляется в нейтральном значении — «новичок». Да, периоду неофитства свойственны определенного рода «болезни», которыми необходимо переболеть, как в детстве. Существуют же болезни, свойственные только определенному возрасту. Плохо, когда они затягиваются, и у церковного неофита проявляются крайности: ригоризм, фанатизм и радикализм. Может быть, мой собеседник именно их имел в виду, тогда, и вправду, печально, если новичковые условности входят в привычку, стремясь стать вершиной духовной практики.

В вопросах начального периода вполне может помочь опытный священник. Впрочем, без духовного наставника избежать ошибок трудно не только на первых порах. Но где взять его? Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждал о том, что трудно будет найти настоящего духоносного человека, как мы говорим, старца, и советовал иметь при себе святоотеческую литературу — чтобы сверять свои действия в процессе духовного возрастания.

В настоящее время святоотеческой литературы издано достаточно, однако далеко не полезно набрасываться на нее без разбора. Например, следует избегать явно аскетической литературы. Такие же книги как «Добротолюбие», труды Игнатия Брянчанинова, письма Оптинских старцев своим духовным чадам (включая Никона Воробьева), дневники Иоанна Кронштадтского, проповеди и размышления наших современников, митрополитов Санкт-Петербуржского Иоанна (Снычева), Антония Сурожского (Блума) вполне могут заменить на первых порах отсутствие духовника.

Не та радость, не тот страх

Новичок в Церкви, порой буквально воспринимая слово «радуйтесь», недоумевает, как это можно — радоваться неприятностям. Действительно, в каком-то смысле радоваться им могут только те, кто желает нам этих неприятностей. Но речь идет о другом — о том, как их переносить. Здесь правильные ориентиры поможет обрести молитва Оптинских старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день…»

Неразумное, резкое, чрезмерное увлечение обрядовостью нередко приводит неофита к унынию, а порой и к охлаждению к вере. Вспомним простой дидактический прием: от простого к сложному — это закон для всякого обучения. Господь не случайно предлагает нам уподобиться ребенку: «Будьте как дети» — но не в смысле возраста, а в смысле духовной чистоты. Евангельский призыв к «детскости» указывает и на духовную задачу для взрослых.

Как известно, основным религиозным чувством является непосредственное чувство Бога, живое ощущение Его близости, переживание встречи души с Ним. Каждый по-своему переживает эту встречу, по-своему осознает свой религиозный опыт. Страх, любовь, надежда, ощущение греховности, смирение, восхищение — все эти религиозные чувства проявляются по-разному и у каждого в свое время. Плохо, когда одно из конкретных религиозных чувств: зависимость от Бога — воспринимается как основное. Малоопытный христианин легко впадает в крайность, воспринимая Бога как карательную инстанцию.

К сожалению, в процессе воцерковления мы чаще всего заняты не тем, чем надо бы: мы не учимся любить Бога, забываем, что Творец наделил и нас творческими началами, и у нас крайне редко проявляется к Нему чувство благодарности. Имею в виду искреннее, правдивое чувство. Вместо этого в период неофитства мы смотрим на молитву чересчур утилитарно, склонны к формализму и юридизму.

«Подвиги» или жизнь во Христе?

Господь Бог у нас зачастую находится на периферии сознания, и вспоминаем мы о Нем только тогда, когда необходимо о чем-то попросить. Это напоминает отношения по типу «ты мне — я тебе». Не важно, что мы обещаем Ему взамен. Пост, молитву или добрые дела. И в ответ на это мы ждем. Ждем адекватной реакции.

Опасно начинать «духовные подвиги», предварительно не обсудив это со священником. Именно с ним новоначальному стоит обговаривать и молитвенное правило, и степень постничества. Особый акцент новички обычно делают на том, как правильно приготовиться к причастию, какие каноны и акафисты должны быть прочитаны, сколько дней поститься… Еще очень много времени пройдет, пока человек задумается о том, как себя вести после причастия, чтобы сохранить как можно дольше в себе ту благодать, которой одаривает Господь всех стремящихся к Нему.

Лишь время пребывания в реальной и живой связи с Христом через таинства Церкви помогают осмыслить, что отвержение себя — необходимое условие крестоношения. И радоваться неприятностям мы сможем, когда поймем, что это — цена искупления собственных грехов, когда придет понимание того, что Господь нас испытывает и вразумляет. А наполненная радостью богообщения жизнь, во всех ее проявлениях — со всеми скорбями (а как же без них), не покажется такой уж страшной, чтобы хотелось «побыстрее спастись».

И, конечно же, основной вероисточник в нашей жизни — Святое Евангелие со святоотеческим толкованием, без чтения которых не должен у нас проходить ни один день.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.