Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Православная трапеза > «Немолоко», кальмары, брокколи — и не только
«Ведомости Нижегородской митрополии» №7 (229) 16:27, 11 апреля 2022

«Немолоко», кальмары, брокколи — и не только

 Как организовано питание гимназистов во время Великого поста

В том, что еда должна быть вкусной и полезной, убеждать никого не нужно. Как и в том, что сбалансированность питания особенно важна для детей. Если учесть, что большую часть времени они проводят в детском саду или школе, то и полноценно питаться они должны там же. А если пост? Возможно ли соблюсти его и при этом накормить детей не только сытной, но и вкусной и полезной для растущего организма едой? За ответом на этот вопрос мы отправились в нижегородскую православную гимназию имени преподобного Сергия Радонежского.

В гимназию мы пришли в самый разгар завтрака. За столами четвероклассники. За обе щеки уплетают макароны с овощами: брокколи, цветной капус­той, морковкой. Как так? Обычно дети не особо жалуют такого вида капусту, а здесь едят, да еще и нахваливают.

— Я всегда наедаюсь в нашей трапезной, — говорит Лиза Ромашина. — В пост люблю гречку с сахаром, макароны с брокколи, овсяную кашу. А когда нет поста, мне нравится омлет. Хотя раньше, до гимназии, я его не любила.

— А мне нравится красная рыба, я тоже раньше ее не любила, — вступает в разговор соседка Лизы по столу. Затем и другие девочки, перебивая друг друга, принимаются перечислять любимые блюда в гимназической трапезной:

— хрустящие бутерброды, где сверху огурцы и помидор,

— рыба в панировке,

— запеканка со сгущенкой,

— котлеты из кальмаров,

— макароны с морепродуктами,

— фруктовый салат.

— А еще нам дают очень вкусные каши из «Немолока», и там какой-нибудь фруктик: банан, ананас.

Морепродукты в школьной столовой? Ананасы? «Немолоко»? Я удивленно смотрю на директора гимназии Ольгу Тюхову, которая в ответ, улыбаясь, кивает: «Да-да, все так и есть!»

— До прихода в гимназию я работала в женском духовном училище, — вспоминает Ольга Николаевна. — Когда мы открывались в сентябре, какое-то время здесь не было элект­ричества, и поэтому еду привози­ли в термосах из училища. И было все настолько вкусно, что родители удивлялись и просили, чтобы ничего в питании не менялось и тогда, когда собственная трапезная будет работать в полном объеме. Решили ни с каким муниципальным комбинатом питания, как тогда было принято, договор не заключать. Я понимала, что на меня ложится большая ответственность: именно директор отвечает за чистоту и порядок. Поэтому в трапезной каждую пятницу генеральная уборка, и я за этим строго слежу. Как и за качеством поступающей продукции, вкусом готовой еды.

Здравый смысл и технологичность

В двух корпусах гимназии трапезные оборудованы на 145 и 110 человек. У учеников начальной школы завтрак, обед и полдник. У ребят среднего и старшего звена — завтрак и обед. На кухнях самое современное оборудование. Повара с гордостью показывают огромную электрическую закрытую сковороду (на ней одновременно можно жарить до 40 оладушек), многофункциональную овощерезку, профессиональную терку для крупной нарезки картофеля.

— Пятнадцать минут, и у нас целая кастрюля, — показывает чудо-терку старший повар гимназии Людмила Тарашкевич. Затем она переходит к агрегату, напоминающему большой духовой шкаф, и достает оттуда противень с пышущими жаром тефтелями. По кухне расползается приятный рыбный аромат. — Это наш добрый помощник — пароконвектомат. Он делает все: печет, запекает, жарит, варит, на пару готовит. Можно готовить без поджарок, без лишнего масла.

Помня, как моя дочь свое нежелание питаться в школьной столовой объясняла тем, что суп и второе всегда холодные, спрашиваю, как здесь решают эту проблему. Оказывается, очень просто. Для среднего и старшего звена горячее подается в металлических супницах, они прекрасно держат тепло. Что касается малышей, им суп разливают по тарелкам, но шаговая доступность кухни (из двери в дверь) позволяет делать это за несколько минут до прихода ребят. Поэтому здесь всегда не только вкусно, но и горячо.

Тонкости приготовления

Большое внимание уделяется разнообразию блюд, а главное, их пользе. Даже в пост меню составляют таким образом, что дети получают все необходимые белки, жиры и углеводы.

— Сегодня, например, на обед у нас овощной суп с зеленым горошком, брокколи, цветной капустой, картофелем, морковкой, луком, перцем, — рассказывает Людмила Тарашкевич. — На второе — греча с рыбными тефтелями. На завтрак были макароны с овощами, горячий бутерброд с рыбными консервами, чай с лимоном и имбирем и овсяное печенье. На полдник будет мандарин, пирог с картошкой и соленым огурцом, напиток.

Горячий бутерброд с рыбными консервами? Раньше я не то что не пробовала такого, но даже не слышала. Выглядит аппетитно. Но насколько это вкусно? Пробую. Рука сразу тянется ко второму. Очень вкусно! Спрашиваю у Людмилы Александровны рецепт, а заодно прошу раскрыть и тонкости приготовления ароматного чая.

— Это чай с лимоном и тертым имбирем, — поясняет повар. — Еще мы завариваем шиповник, а летом, когда на огородах появляется зелень, добавляем мяту и другие душистые травы. Детям нравится. Что касается горячего бутерброда, все очень просто. Тру на терке много репчатого лука, разминаю рыбные консервы, выкладываю все это на хлеб и подсушиваю в печи. Пять минут и готово — хрустящие, вкусные. Сверху обязательно добавляем свежий огурец кружочком.

Нелюбимое становится любимым

По словам Ольги Тюховой, сегодня в гимназии питается 92 процента детей. В муниципальных школах, как известно, этот показатель составляет всего 48–53 процента. Как говорится, почувствуйте разницу. Конечно, большая заслуга в этом поваров. В этой трапезной их два.

— Мы долго искали хорошего повара, — рассказывает директор гимназии. — Это было очень важно, потому что школа с удлиненным днем. Некоторые дети остаются здесь до шести часов вечера. И они должны быть сытыми. И это должна быть хорошая еда, в том числе и в пост. Для наших детей нормально потребление таких овощей, как кабачок, брокколи, цветная капуста. Они любят рыбу. Сейчас мы стали включать в меню «Немолоко». Четверг, по благословению митрополита Георгия, является днем послабления поста: разрешаются молочные продукты. Все сделано, чтобы мы, упаси Бог, не навредили здоровью ребенка. Дети получают в полном объеме и белковые продукты, и овощные. Плюс фрукты, соки. Мы умело заменяем мясо морепродуктами. В меню появляются котлеты из кальмаров, мидии, креветки. Предпочтение отдаем морской жирной рыбе, она более вкусная и полезная. Но и треску используем. Дети получают в достаточном количестве выпечку. Все, что они любят, и составляет наше меню. Оно корректировалось годами, потому что нужно было научить их есть рыбу, овощи. Конечно, удобнее и проще дать детям сосиску с гарниром. Мы отказались от этого совсем, потому что не уверены в качестве сосисок. А то, что я вижу своими глазами и могу оценить: курица, мясо, в постные дни — рыба, морепродукты — мы это и даем.

Конечно, иногда кто-то из детей отказывается от того или иного блюда, просто не любит. Но это большая редкость. Чаще, глядя, как другие с удовольствием едят нелюбимую им еду, тоже пробует ее. А распробовав, со временем меняет свое отношение. И нелюбимое становится любимым. Таких историй здесь было немало. Ольга Николаевна рассказывает:

— Когда на первом собрании я говорила, что все дети у нас с удовольствием едят каши, одна мама сильно сомневалась относительно своего сына, который достаточно избирателен в еде. И вот однажды он попросил ее: «Мам, сходи на кухню, спроси, как варить эту кашу!»

К слову, этот самый мальчик как раз при нас доедал свою тарелку макарон с овощами. Конечно, мы не могли не спросить его о гимназической трапезе.

— Такого не было, чтобы я не наедался, — ответил Миша. — Каждый день думаешь: что сегодня в трапезной будет? И каждый день очень вкусно, даже в пост, всегда есть что-то интересное.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.